Балтийский завод, опасаясь не уложиться в сроки, подрядил Выборгский судостроительный завод за 120 млн рублей построить часть блоков корпусов атомных ледоколов для Атомфлота.
Как стало известно "ДП", Балтийский завод передал Выборгскому судостроительному заводу (ВСЗ) часть работ по сборке блоков атомных ледоколов проекта 22220 (60 МВт) для Атомфлота. В портфеле Балтзавода три ледокола этого проекта на общую сумму 121 млрд рублей.
Александр Соловьев, глава ВСЗ подтвердил наличие контракта, отметив, что предприятию предстоит изготовить около 1 тыс. т металлоконструкций. "Это примерно 3 месяца работы для нас", — пояснил эксперт.
Сумму контракта стороны не раскрывают, однако, по оценкам отраслевых аналитиков, исходя из объема работ, она может достигать 120 млн рублей.
Можно предположить, что привлечение ВСЗ к работам вызвано нежеланием руководства Балтийского завода сорвать график строительства ледоколов, за которым пристально следит вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. "Привлечение ВСЗ стало необходимым для повышения в интересах заказчика эффективности использования мощностей обоих предприятий. На стоимость контракта кооперация между предприятиями Объединенной судостроительной корпорации не повлияла", — заявили на Балтзаводе.
Читайте также:
ВСЗ начал строительство ледоколов для Росморречфлота
По контракту строительство головного атомного ледокола должно завершиться к декабрю 2017 года, а серийные атомоходы должны быть сданы в декабре 2019 года и в декабре 2020 года. Времени не так уж и много, особенно если вспомнить историю затяжного строительства Балтзаводом другого ледокола. Как ранее писал "ДП", завод не сможет сдать Росморпорту дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт в начале октября 2015 года. Даже Минтранс признал, что строительство этого судна отстает от графика более чем на 2 года. Как уверяют информированные источники в отрасли, новый планируемый заводом срок сдачи ледокола заказчику — 28 июля 2017 года.
Генеральный директор Балтзавода Алексей Кадилов в свое время объяснял "ДП" отставание просчетами проектировщиков, из-за которых в процессе строительства масса судна превысила бы на 2,5 тыс. т норму, что на практике сильно снизило бы ледопроходимость этого судна, сделав его по сути бесполезным. Для исправления ошибок в декабре 2013 года работы по строительству ледокола 25 МВт были приостановлены и возобновлены только в начале 2014 года.
ВСЗ тоже столкнулся с просчетами проектировщиков, строя для ФГУП "Росморпорт" дизель-электрический ледокол 16МВт проекта 21900М. Этот заказ завод получил в то же время, когда и Балтзавод получил ледокол 25 МВт. Но ВСЗ корректировал проект в процессе подготовки производства, сэкономив тем самым время, и теперь передаст заказчику головное судно "Владивосток" в срок — 23 сентября 2015 года.
Сейчас для предприятия более серьезная проблема, негативно влияющая на сроки исполнения заказов, — это финансирование. Один из источников в отрасли рассказал, что строительство серии ледоколов проекта 21900М требует дополнительного финансирования. "С самого начала вызывала большие сомнения возможность построить требуемое судно за 4,055 млрд рублей, а теперь, после девальвации, стало очевидно, что это нереально, особенно учитывая, что на этих судах используются импортные комплектующие, например, силовые установки финского машиностроителя Wartsila Oyj", — говорит собеседник "ДП".
Ассигнования, предусмотренные на строительство ледоколов проекта 21900М в 2014 году, были израсходованы ВСЗ в течение первых 6 месяцев прошлого года, и завод обратился в казну за новой порцией денег. Ему дополнительно выделили еще 1,8 млрд рублей. Дефицит финансирования в конечном счете и сказался больше всего на сроках исполнения контракта. Из-за неоплаты части оборудования, необходимого для формирования блоков корпуса третьего ледокола, срок окончания его строительства может сдвинуться примерно на 5 месяцев.