Поставщики рассылают в торговые сети уведомления о повышении отпускных цен на 5-18%. Ретейлеры изо всех сил сдерживают удорожание, но признаются, что в сентябре будут вынуждены изменить ценники.
В августе началась вторая после зимы волна подорожания продуктов. Пока речь идет о многочисленных предупреждениях о росте цен от производителей, но с начала осени подорожание коснется и потребителей.
Ретейлеры получили от поставщиков уведомления об изменении цен с 1 августа. В частности, продукция Mars подорожает на 6-18%, кулинария 7days — на 5-10%, Orbit — на 14%. Несколько поставщиков ГК "Дикси" уведомили сеть о намерении повысить цену поставки до 10%, сообщили в компании. Торговая сеть "РеалЪ.Свежие продукты" стала адресатом сообщений Nestle о подорожании на 7% шоколадной плитки, на 10% - шоколадных батончиков.
В июле подобные уведомления получили ретейлеры от компании "Мондэлис" (бренды Alpen Gold, "Милка", "Воздушный", Dirol). Рост цен, в зависимости от продукта, составлял от 6 до 62%. В целом, по данным торговых сетей города, с начала 2014 года шоколад подорожал уже на 40-48%, молоко — на 21-38%, в зависимости от производителя.
В течение лета многие производители держали цены, но почти все устно уже предупредили об их грядущем повышении с 1 сентября, рассказывает представитель торговой сети. Об этом же ранее говорил Иван Федяков, генеральный директор "Инфолайн", по словам которого предпосылок для повышения цен на полке слишком много (новые процентные ставки, отсутствие сырья, изменение логистической цепочки из-за эмбарго), и большинство производителей в кулуарах говорят, что подорожание продовольствия неминуемо.
Основной виновник подорожания — валютные колебания, следует из писем поставщиков.
Например, в "Мондэлис" объясняют рост цен удорожанием ключевого сырья и материалов (в том числе спекулятивным), ослаблением рубля. Производители оказываются между двух огней: необходимостью предоставить конкурентоспособную цену розничным продавцам и одновременно сохранить качество своей продукции. "Даже в текущих условиях "Мондэлис" не идет на замену подорожавших ингредиентов дешевыми заменителями", — подчеркивают в компании.
Но есть и необъяснимые изменения цен. "В августе появляется новый урожай сахарной свеклы, семечек подсолнечника, но и сахар, и подсолнечное масло только дорожают, причина абсолютно неясна", — говорит Александр Мышинский, генеральный директор группы компаний "Реал".
По данным "Дикси", наиболее зависимы от валютных колебаний импортный алкоголь, бытовая химия, овощи и фрукты. Напомним, по данным УФАС по Петербургу, за последние полгода в Петербурге больше всего дорожали как раз овощи и фрукты — в среднем на 40%. "Дикси" делает акцент на овощах и фруктах российских предприятий, что позволяет сохранить цены в рамках сезонных колебаний.
Однако такие "письма счастья" от партнеров торговой сети еще не означают пропорционального роста цен на полке. "Каждое такое уведомление является предметом анализа и переговоров вне зависимости от экономической обстановки", — подчеркивают в "Дикси".
"Часть подорожавших товаров мы просто перестали закупать, например шоколадную плитку "Коркунов", Alpen Gold, и, насколько мне известно, это повсеместная практика", — говорит Александр Мышинский. По его словам, все торговые сети сейчас ищут альтернативу и активно меняют ассортимент: "Идет настоящая ценовая война между сетями и производителями". Причем под отказ попадают даже широко известные бренды.