Председатель Санкт-Петербургской организации бизнес-ангелов Луиза Александрова объясняет, в чем отличие предпринимателя-инвестора от бизнес-ангела.
Инвесторы, как слонопотамы, существа загадочные. Большинство состоятельных людей, обращающихся к нам в поисках объекта для инвестиций, на самом деле не хотят инвестировать, а ищут себе новый бизнес. Они руководствуются логикой предпринимателя, а не инвестора. Эта подмена понятий часто приводит к конфликтам с инициаторами проектов. Давайте разберемся, в чем же отличие подходов предпринимателя–инвестора и бизнес–ангела.
Цель предпринимателя–инвестора — создание и развитие бизнеса для извлечения прибыли или для его продажи. Стратегия: войти в бизнес, составить план развития, привнести свои знания, время, связи, команду. Такой инвестор изначально ищет концепт бизнеса, а не предпринимателей, иногда готов сам реализовать интересную идею. Он жестко контролирует компанию, часто работает в управленческом аппарате. Обычно просит контрольный пакет, не склонен в дальнейшем менять пропорции владения.
Этот инвестор склонен убирать авторов идеи с руководящих должностей, менять их на опытных менеджеров. Мерило успеха для него — рост оборотов компании и размер прибыли.
Что получается в результате: высокая вовлеченность в проект не дает инвестору возможности иметь несколько таких бизнесов; он предпочитает инвестировать единолично, что повышает его риски, но дает лучшую управляемость бизнесом; часто случаются конфликты между авторами проекта и инвестором, даже если бизнес оказывается успешным.
Второй вариант — бизнес–ангел. Его цель — создание портфеля компаний для получения дохода после продажи долей. Стратегия: регулярный отбор компаний под инвестиции (в портфеле их не менее 10) и продажа долей по мере роста бизнесов. Такой инвестор ищет людей, которые смогут сами при помощи его денег создать успешный бизнес. Ангел контролирует развитие портфельных компаний на соответствие бизнес–плану, будучи членом совета директоров. Он готов привнести свои опыт, знания, связи, если его об этом попросят авторы–предприниматели. Инвестор не требует контрольный пакет. Его интерес — иметь больше таких компаний, а не большую долю в одной компании. Мерило успеха — капитализация бизнесов и количество успешных предприятий в портфеле.
Результат: невысокая вовлеченность в проект дает возможность сделать много таких инвестиций; риски снижаются за счет диверсификации; инвестор охотно кооперируется с другими людьми, готовыми вложиться в компанию. Как правило, конфликта интересов с авторами стартапа не происходит.
Сейчас кризис — хорошее время для смены логики предпринимателя на логику инвестора.