Две компании подали заявки на конкурс по строительству метро от "Спасской" до "Горного института" стоимостью 20,7 млрд рублей. На победу претендуют "Метрострой" и "Специализированное тоннельное строительство".
ООО "Метрострой"
и
"Специализированное тоннельное строительство" (СТС) подали заявки на конкурс по строительству метро от станции "Спасская" до "Горного института" стоимостью 20,7 млрд рублей. СТС предложило выполнить работы за 20,3 млрд рублей, а "Метрострой" не стал менять начальную цену. Победитель конкурса будет определен 31 августа.
Подрядчик должен будет до конца 2019 года построить перегоны, а также две станции: "Театральную" и "Горный институт". Обе станции будут пилонными, то есть состоящими из трех залов: центрального и двух боковых с посадочными платформами. В Петербурге пилонными станциями являются "Горьковская", "Московские ворота", "Нарвская", "Площадь Ленина", "Пушкинская" и "Спасская".
Смольный пытается провести конкурс на строительство метро до "Горного института" почти год. Первый раз конкурс объявили в 2014 году, но ни одна компания не стала на него заявляться. Второй раз конкурс объявили в феврале 2015 года. Тогда свои заявки подали три претендента: "Метрострой", "Специализированное тоннельное строительство" и "ПРиСС". Правда, две последние компании в итоге до конкурса не допустили и победителем признали "Метрострой", который взял заказ по стартовой цене, притом что был бы на последнем месте в случае положительной оценки заявок двух его соперников. В итоге проигравшие пожаловались в Федеральную антимонопольную службу, которая постановила, что заявка победителя, компании "Метрострой", не соответствовала требованиям конкурсной документации.
В третий раз конкурс объявили в конце июня. Максимальная стоимость тендера по сравнению с предыдущими двумя снизилась с 21,3 млрд до 20,7 млрд рублей. Однако и тут не обошлось без скандалов. Почти сразу после объявления на конкурс поступила жалоба. Пятая по счету (если считать и те жалобы, которые их авторы потом отзывали). Ее автор — компания "Специализированное тоннельное строительство", которая участвовала в предыдущем конкурсе на этот подряд и участвует в нынешнем, по данным источников dp.ru в компании. ФАС России поддержала часть замечаний СТС и выдала заказчику предписание.
Причем допущенная ошибка — та же, на которую жаловались и в предыдущих случаях. Заказчик установил дополнительные требования к подрядчикам, которые фактически отсекают всех участников, кроме "Метростроя", поскольку потенциальный участник должен иметь обязательный опыт по строительству метро. При этом в расчет брались только те контракты, стоимость которых составляет не менее 25% цены перегона от "Спасской" до Васильевского острова. В Смольном dp.ru подтвердили, что правки были внесены.
C ноября 2014 года на конкурс жаловались все, кто в нем участвовал, кроме "Метростроя", то есть СТС и "ПРиСС", и даже те, кто заявок не подавал, например фирмы "Квант" и "Спецстрой". Последняя известна тем, что выполняет мелкие строительные подряды, а специализируется в основном на юридической поддержке крупных компаний и жалобы направляет именно в их интересах. В жалобе "Спецстроя" в том числе говорится: "100 баллов, видимо, априори заслуживает у вас только "Метрострой".
Впрочем, в "Метрострое" уже неоднократно комментировали эту ситуацию, отмечая, что подряд, безусловно, привлекателен для них, как и для любой крупной тоннелестроительной компании, но к проблемам с конкурсной документацией фирма отношения не имеет, ведь этот вопрос находится исключительно в ведении заказчика, то есть Смольного.
Комизма в ситуацию с конкурсом добавляет и тот факт, что его уже взяла под личный контроль целая группа чиновников, самых главных по госзакупкам в городе. Среди них вице-губернатор Сергей Мовчан, глава комитета по госзаказу Дмитрий Сачков и многие другие. Более того, так совпало, что именно после окончательного провала второй попытки провести конкурс (она длилась несколько месяцев) в Петербург прибыла делегация высокопоставленных чиновников из Москвы, из ФАС России, и прочитала масштабную лекцию о том, как надо работать с госзаказом. Более того, они до сих пор остаются в Петербурге и продолжают наблюдать за ситуацией.