Предприниматель Станислав Сорокин создал производство обуви, где трудоустраивает инвалидов. Сбыт у компании до конца не налажен, но тем не менее за 3 года владелец рассчитывает заработать 14 млн рублей и раздать малоимущим 120 тыс. пар тапочек и ботинок.
До появления фабрики
"Тибож" ее учредитель Станислав Сорокин работал в консалтинговой компании, занимаясь составлением бизнес–планов, маркетингом и др., а с 2012 года стал еще и директором благотворительного фонда. Бизнес–план обувного производства предприниматель разработал специально для того, чтобы создать рабочие места для подопечных фонда — людей с ограниченными возможностями. Кеды, чешки и тапочки изготавливают методом прямого литья на основе готовых подошв — такую работу успешно могут выполнять люди с ДЦП, инвалиды по слуху, зрению и др.
В поиске дистрибьюторов
В 2013 году Станислав Сорокин разработал план производства, рассчитанный на 23 сотрудников, и получил субсидию 6,81 млн рублей от городского комитета по труду и занятости населения. На эти деньги предприниматель арендовал производственные площади в Красном Селе, закупил оборудование и материалы. Около 250 тыс. рублей (средства на монтаж станков и стройматериалы) пожертвовали коммерческие фирмы, и осенью 2014 года фабрика начала выпускать тестовые партии обуви.
Сейчас на производстве работают 16 человек, имеющих 2–ю и 3–ю группу инвалидности. Потенциально завод может изготовить до 650 пар обуви в день, но ни одного крупного заказчика фабрика пока не нашла. Продукция компании продается через Интернет и в шоу–руме при производстве. В основном это детская и спортивная обувь, домашние тапочки, сумки, визитницы. Продажи пока нестабильные. "Малые партии, к сожалению, нерентабельны, а крупных клиентов найти сложно", — сетует Станислав Сорокин. Он подчеркивает, что фабрика — все–таки бизнес, а не благотворительный проект, и рассчитывает за 3 года произвести 240 тыс. пар обуви и получить 14 млн рублей прибыли. Половину обуви "Тибож" планирует отдавать бесплатно нуждающимся подопечным благотворительного фонда. Этот проект Станислав назвал "Пара за пару" — по такому же принципу работает американская фирма Toms, которая закладывает в отпускную цену обуви себестоимость еще одной пары, которую бесплатно отдает нуждающимся через благотворительный фонд. "Тибож", для того чтобы реализовать проект без повышения цен, пытается привлечь 9,3 млн рублей через краудфандинговую платформу.
В этом году фабрика получила 500 тыс. рублей в беспроцентный кредит от фонда "Наше будущее". Станислав Сорокин направил его на аренду. Наталия Зверева, директор фонда "Наше будущее", рассказывает, что "Тибож" стал участником программы "Больше, чем покупка", заявки на нее еще принимаются. По этой программе компании социальной направленности получают возможность стать поставщиками сетей — партнеров фонда. "Тибож" за время проекта планирует произвести и продать более 70 тыс. пар обуви, заняв таким образом 0,2% рынка произведенной в России повседневной обуви.
Входить опасно
Объем российского рынка обуви в 2014 году оценивают в среднем в 200 млрд рублей, однако на российских производителей приходится меньше пятой части рынка. Отечественные заводы делают в основном резиновые сапоги, кеды и чешки, на самую дорогую — кожаную обувь, по данным DISCOVERY Research Group, приходится 19% местного производства. Ведущие производители обуви в России: "Скороход", "Брис–Босфор", "Юничел" и др., среди петербургских участников рынка — LITFOOT, Manul, NBN и др. В последнее время, как рассказывают участники рынка, спрос на отечественную обувь немного вырос — в основном из–за падения курса рубля. Импортные ботинки стали дороже, и покупатели начали приглядываться к отечественным производителям. При этом за последний год российский рынок в натуральном выражении почти не вырос. Как показывают исследования, на одежде и обуви россияне начинают экономить в первую очередь.
Директор по развитию
ООО "Калевала" Олег Павлов рассказывает, что снижение спроса распространяется на все виды обуви как зарубежных, так и российских производителей. Последние используют до 70% импортных материалов и поэтому тоже вынуждены повышать цены. "Нам, как сети по продаже обуви, помогает удержаться большой опыт на рынке — за это время появились постоянные клиенты, аренда помещений стоит недорого. Но входить на обувной рынок сейчас очень рискованно: придется пережить долгий период убыточности", — уверен эксперт.