Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке "Светский лубок" в ГРМ.
Выставка "Светский лубок" в ГРМ — редкая возможность приобщиться к народной культуре. Сейчас для этого самое время. Народ, в недавних социологических опросах поразивший многих монолитными 84%, не что иное, как наша общность, пугающая даже иных ура–патриотов своей хтонической стихией.
Кто такой этот народ, не знают толком ни социологи, ни большие начальники советских лет, которые о нем вроде бы пеклись, ни даже те, кто по примеру интеллигенции 1860–х едет в деревню учить крестьянских детишек грамоте. Этот народ во многом интеллигенцией и придуман. И хотя он состоит из всех нас, но так повелось, что одни других просвещают и изучают, чтобы стать по–настоящему русскими, испытывая при этом неискупимую вину.
Лубки из коллекции ГРМ — плод давней любви к крестьянской и мещанской культуре. На выставке показаны только вещи конца XVIII — начала XX вв. — периода расцвета лубка. Знаменитые "листы", печатавшиеся в типографии на Сухаревке с XVII в., надо ехать смотреть в Москву. Народное творчество советского времени в расчет тоже не берется, так как большевики как будто истребили лубок, народ стал из подневольного сознательным, а пролеткульт с агитпропом перепутали все карты.
Удивляешься на выставке всему. Страна была православная, а вместо икон, на которые денег хватало не у всех, в домах были дешевые "листы". Причем вместо св. Георгия со змием по ошибке или для веселия духа покупали Еруслана Лазаревича с драконом, переселившихся как ни в чем не бывало из персидской поэмы "Шахнаме" в крестьянскую избу. На дворе была эпоха прогресса, а географические справочники заменяли "космографии" — средневековые карты мира с фантастическими легендами. Все обожали небывальщину и заодно с Европой смеялись над обжорством Гаргантюа, боялись чудища Гарпии, терроризировавшего крестьян Южной Америки, и сочувствовали Носу, который запил зимой и на горе хозяину замерз и сгнил.
Читайте также:
Рецензия
Выставка Якова Чернихова в "Эрарте"
По лубку учились, из него узнавали о военных победах, лубочными сказками и байками забавлялись. Во все времена в топе были картины беспробудного пьянства. Когда на смену малотиражным ксилографии и офорту пришла литография, стали популярны иллюстрированные стихи, сценки из великосветской жизни, портреты красоток, реклама и политические плакаты. Менялись правители, государства, деньги, герои и моды — а народ как жил сам по себе, не тужа и дичась, так и живет.