Партнер Maxima Legal Владимир Килинкаров рассказывает о том, как изменится государственно-частное партнерство в 2016 году.
До конца года, пока не вступил в силу новый ФЗ "О государственно–частном партнерстве", в России можно реализовывать такие проекты ГЧП, при которых объект инфраструктуры после создания передается государству. Но с января мы сможем применять и другие формы: например, концессии, в которых право собственности получает частный партнер, причем как с обязательством вернуть объект государству (BOOT), так и без него (BOO). В последнем случае объем госфинансирования стройки и рыночная стоимость объекта вместе не должны превышать объем инвестиций частного партнера.
Среди плюсов закона следует отметить и возможность залога объекта инфраструктуры для финансирования проекта, упразднение требования об обязательности типовых соглашений, утвержденных правительством РФ, возможность заключения прямых соглашений (direct agreements) с финансирующими организациями. Все это повысит финансовую привлекательность проектов ГЧП в России.
Среди недостатков можно обозначить очень ограниченный спектр предусмотренных законом моделей партнерства, обязанность муниципалитетов согласовывать проекты ГЧП с властями субъекта РФ, жесткие сроки заключения соглашений о ГЧП, узкий перечень случаев, когда на стороне публичного партнера (государства) могут выступать несколько публичных субъектов. Механизм unsolicited proposals (частной инициативы ГЧП) отражен в законе в ограниченном виде: частный партнер не получает ни преимуществ на конкурсе инвесторов, ни возмещения расходов на подготовку проекта (предложения) в случае проигрыша в конкурсе.
Вцелом закон проработан неплохо и позволяет структурировать разные проекты в сфере транспорта, здравоохранения, культуры, спорта, энергетики, мусоропереработки и др. Но перечень возможных объектов партнерства не только остался закрытым, но и был сокращен по сравнению со старым ФЗ "О концессионных соглашениях" — в него не попали большинство объектов ЖКХ, социальное жилье, объекты соцобеспечения и др.
Несмотря на недостатки, экспертное сообщество в большинстве приветствовало новый закон: это событие для российского рынка инфраструктуры. Он учитывает значительную часть интересов публичных и частных партнеров, желающих реализовывать инвестиционные проекты по модели частной собственности в отношении инфраструктуры.
Но не стоит забывать, что этот закон стал результатом сложного компромисса: уже сейчас мы видим его несовершенство, и пройдет какое–то время, прежде чем по нему можно будет запустить первый проект. Нельзя останавливаться на достигнутом: нужно продолжать совершенствовать концессионное законодательство, оперативно доработать правовые акты, указанные в законе и необходимые для его полноценного использования. В этом смысле целесообразно обратить внимание на те страны, которые накопили большой опыт в проектах ГЧП. В частности, с моей точки зрения, чрезвычайно полезен был бы опыт Соединенного Королевства. Но это, как говорится, уже совсем другая история…