Председатель совета директоров компании "Нетрика" Артем Мошков объясняет, что хорошего в экономии государства на IT.
Объем госзаказа, фактически главного кормильца IT–рынка, в этом году значительно уменьшился. Сокращение затрат на IT произошло как на федеральном, так и на региональном уровне. В Петербурге оно составило от 10 до 50% в зависимости от расходной статьи бюджета. При этом объем работ уменьшился не столь значительно, как сократилось государственное финансирование. В регионы если деньги идут, то только в качестве субсидий. Больших объемов федеральных денег нет. Региональные бюджеты становятся меньше. Есть тенденция к тому, чтобы муниципальные бюджетные учреждения (поликлиники, школы и т. п.) занимались автоматизацией самостоятельно. Например, раньше программное обеспечение (ПО) для школ закупало ведомство, а теперь провести такую закупку почти нереально.
Регионам позволено тратить бюджетные деньги на систему, полезную для всех граждан, например "Электронный дневник", а на конкретное учреждение уже нельзя. Вообще, разработка больших информационных систем наподобие ГИС ЖКХ продолжается, финансирование ведется из федерального бюджета. Но что касается новых столь же крупных проектов, то их почти нет.
На федеральном уровне заключать контракты более чем на 1 год пока не разрешается. Ведь неизвестно, как будет наполняться бюджет в ближайшем будущем. Более того, есть тренд на переход к однолетнему планированию вместо трехлетнего.
Госструктуры за предыдущие годы обеспечили значительный задел в плане информатизации. Уже сделаны большие вложения в создание IT–инфраструктуры — в строительство каналов связи, приобретение серверов. Кроме того, проникновение Интернета в стране приближается к максимуму. В Москве и Петербурге доступ к Сети есть у 80–85% жителей. Следовательно, госуслугами в электронном виде может пользоваться подавляющее большинство россиян. В результате теперь можно осуществлять менее затратные виды работ по улучшению качества этих услуг и их популяризации. IT–компаниям это сулит меньше денег, чем раньше.
Читайте также:
Технологии
Российский IT-рынок упал до уровня 2005 года
Но есть все–таки позитив для IT–фирм. За последние годы значительно повысилась квалификация госзаказчика. Специалисты госструктур грамотно пишут технические задания для тендеров, четко формулируют требования. В госсекторе появился спрос на красивые современные интерфейсы IT–сервисов, мобильные решения. Кроме того, госструктуры стали обращать внимание на качество и экономическую эффективность внедрений.
Если раньше для выделения из бюджета денег достаточным основанием была сама востребованность автоматизации определенных процессов (например, сбора статистических данных), то сейчас надо показать экономический эффект от реализации IT–проекта, например увеличение доходов или экономию расходов. Этот тренд стал заметен около 2 лет назад.
И благодаря этому моменту — наличию экономических обоснований — стали возможны государственно–частные партнерства для выполнения госпроектов. Несмотря ни на что, госзаказ остается самой привлекательной зоной на рынке IT, больше денег нет нигде. Есть еще один плодоносный сегмент — разработка ПО на заказ для зарубежных партнеров, но это уже другая история.