Смольный требует через суд от банка "Санкт-Петербург" 540 млн рублей за невыполненные работы обанкротившегося "Мостоотряда №19". "ДП" выяснил, какие еще банки, предоставлявшие гарантии дорожным строителям Петербурга, находятся в зоне риска.
Дирекция транспортного строительства (ДТС), подведомственная комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), судится с банком "Санкт-Петербург" и требует выплатить 540 млн рублей в счет аванса, который не отработала компания "Мостоотряд №19". Фирма обанкротилась, и все ее работы заморожены. В частности, она взяла полмиллиарда на строительство Поклонногорского путепровода и не выполнила работы. Именно по этому заказу и выступал гарантом банк "Санкт-Петербург".
Бизнес по страхованию ответственности подрядчиков, которые работают по госзаказу на ремонт и строительство мостов и дорог в Петербурге (объем рынка - до 50 млрд рублей в год), раньше был выгодным для банков. Стоимость банковской гарантии - от 3 до 9% от суммы аванса за будущие работы. Если речь идет о крупных подрядах более 1 млрд рублей, банк получал от 10 млн рублей фактически за воздух. От банка ничего не требуется, если подрядчик успешно сдает построенный или отремонтированный объект. Как правило, так и происходит.
Но в последнее время петербургские компании начали банкротиться и испытывать серьезные финансовые трудности, задерживать работы. Заказчик их работ КРТИ действует закономерно: расторгает контракт и требует компенсации от банка, выступавшего гарантом. Вот только банки платить не настроены. Dp.ru подготовил список из 10 гарантий и банков, с которых их могут потребовать в ближайшее время.
Банковские гарантии для подрядчиков, которые подают заявки на конкурсы, публикуют на портале госзакупок с апреля 2014 года, в соответствии с новым законом ФЗ-44 о госзакупках. Многие контракты были заключены до этого срока. Dp.ru составил список самых крупных проблемных инфраструктурных объектов в городе и банков, которые за них поручились.
1. Тоннель на Синопской набережной за 1,1 млрд рублей - гарантия почти на 316 млн рублей от банка "Глобэкс" для компании "Мостотрест №6".
2. Поклонногорская развязка за 2 млрд рублей - гарантия почти на 540 млн рублей от банка "Санкт-Петербург" для компании "Мостоотряд №19".
3. Реконструкция автодороги М-10 "Россия" (Московское шоссе) на участке от КАД до пос. Ям-Ижора, 4-й этап за 1 млрд рублей - гарантия почти на 50 млн рублей от банка "Балтинвестбанк" для компании "Евроавтодор".
4. Развязка на перекрестке Московского и Колпинского шоссе за 3,7 млрд рублей ("Мостоотряд №19") - гарантия на 286 млн рублей от банка "Санкт-Петербург".
5-6. Путепроводы на Обводном канале и мост на Обводном канале за 4,5 млрд рублей ("Мостострой-6") - гарантия на 328 млн рублей от банка "Глобэкс".
7. Развязка на Зеленогорском шоссе у железнодорожного переезда в Репино за 2,1 млрд ("Мостострой-6") - гарантия на 593 млн рублей от банка "Глобэкс".
8. Развязка проспекта Непокоренных и Пискаревского проспекта за 2,9 млрд рублей ("Мостострой-6") - гарантия на 314 млн рублей от банка "Глобэкс".
9. Софийская улица в Колпино до Московского шоссе и промзоны Металлострой за 1,7 млрд рублей (Буер) - гарантия на 213 млн рублей от банка "Военно-промышленный банк".
10. Дорога в Каменку от Парашютной улицы до Суздальского проспекта за 500 млн рублей (Буер) - гарантия на 57 млн рублей от банка "Военно-промышленный банк".
Таким образом, "Глобэкс" выступает гарантом по половине подрядов. "Глобэкс" - бывший актив известного банкира Анатолия Мотылева, который владел им с 1990-х. В 2008 году банк столкнулся с мощным оттоком средств, после чего был санирован и присоединен к Внешэкономбанку. Спустя несколько лет Анатолий Мотылев собрал новую финансовую группу вокруг банка "Российский кредит", который также лишился лицензии. Сам Анатолий Мотылев пока исчез, и остается только предполагать, сможет ли он вернуться в банковский бизнес. Если "Глобэксу" придется выплачивать более 1,5 млрд рублей за просроченные работы, это может серьезно сказаться на его финансовом положении.
Военно-промышленный банк выступает гарантом почти на 300 млн рублей. Уставный капитал банка составляет более 4,4 млрд рублей, размер собственных средств по состоянию на август 2015 года - 7,5 млрд рублей, так что здесь проблем с выплатами быть не должно, если только банк не воспротивится им через суд, как "Санкт-Петербург".
На рынке банковских гарантий для господрядчиков существует серьезная проблема - поддельные гарантии. Особенно часто такие гарантии встречаются, когда речь идет о менее крупных заказах, где на работы выделяют до 200 млн рублей. Но доказать, что гарантия поддельная, довольно сложно. Риск того, что это выяснится уже после банкротства и исчезновения подрядчика, в таких случаях довольно велик.