С 2010 года российские суды обязаны публиковать свои решения в открытом доступе. Однако бесплатные судебные базы имеют множество недостатков, на которых платные поисковые сервисы зарабатывают почти 1 млрд рублей в год.
Действующий с 2010 года федеральный закон обязывает суды публиковать на своих сайтах почти все свои решения (исключение составляют семейные споры, дела о госбезопасности, изнасилованиях и т. п.). Но реализовать проект «Электронного правосудия» удалось лишь частично. Зато многочисленные недостатки публичных судебных баз дают коммерческим сервисам ежегодно зарабатывать сотни миллионов рублей: в 2014 году рынок коммерческих баз судебной практики составил около 850 млн рублей.
ВАС уполномочен приказать
Первопроходцами в деле судебной гласности стали арбитражи. Первые коммерческие базы данных в рамках справочных правовых систем (СПС) «Консультант-Плюс», «Гарант» и «Кодекс» с практикой окружных арбитражных судов появились еще в 1990–х. В 2003 году Федеральный арбитражный суд СЗО начал размещать на сайте сканы вынесенных постановлений: в открытом доступе они появлялись порой даже раньше, чем отправлялись участникам споров.
В 2009 году
Высший арбитражный суд РФ (ВАС) объявил конкурс на создание портала, включающего единую базу данных судебных актов, систему делопроизводства и даже интерфейс для подачи исков в электронном виде. Победитель конкурса получал весь массив бесценной для юристов информации, поэтому сразу несколько компаний согласились реализовать масштабный проект бесплатно. Контракт получило ЗАО «Право.ру».
Созданная им система «БРАС» (База решений арбитражных судов) включает 20,5 млн решений.
Совсем иначе исполняют закон суды общей юрисдикции. Их базы данных находятся в ведении государственной структуры — ФГБУ «Информационно–аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие». «Тексты документов размещаются там в исковерканном виде: под видом персональных данных из них удаляются любые даты и суммы, названия фирм, адреса, — говорит Роман Захаров, шеф–редактор ИА «Судебные решения». — В результате из многих решений неясно, кто, с кем и почему судился, сколько и почему выиграл».
Кроме того, на практике публикуется мизерная часть принимаемых актов. Так, в минувшем году районные суды Петербурга разместили на своих сайтах всего 25% вынесенных решений по гражданским, 19% постановлений по административным делам и чуть больше половины приговоров.
Охота на «пауков»
Альтернативные базы предоставляют как справочные правовые системы, так и интернет–порталы («Росправосудие», «Судебные решения» и др.). Большинство таких негосударственных провайдеров правовой информации «сканируют» тексты документов с официальных сайтов с помощью специальных программ — так называемых пауков. А в качестве конкурентного преимущества предлагают собственные, более удобные, поисковики. Для борьбы с ними «Право.ру» ограничивает доступ к государственному контенту. В результате порой даже добросовестные пользователи, открывающие несколько решений в минуту, оказываются заблокированными из–за «подозрительной активности». Без специальной регистрации невозможно открыть сайт и с иностранных IP–адресов. ГАС «Правосудие» также блокирует «пауков», но не так активно. В свою очередь, само «Право.ру» через «дочку», ООО «ПРАВОдник», активно предлагает платный сервис по работе с доставшейся им по госконтракту базой. Объемы продаж этих сервисов оцениваются в 30–40 млн рублей в год.
Из–за жесткой «охоты на пауков» полной базой всех решений сегодня не может похвастаться ни один ресурс. Например, «Консультант» имеет 70 млн судебных актов.
«Тексты решений для баз «Арбитражный суд СЗО» и «13-й апелляционный суд», разработчиками которых мы являемся, в рамках информационного сотрудничества предоставляют сами суды, — отмечают в РИЦ «Кадис». — В базы судов общей юрисдикции СПб и ЛО включается до 80% решений по гражданским и административным делам. Проблема качества текстов актов вне нашей компетенции: мы можем лишь исправить орфографические ошибки и восстановить реквизиты».
Производители СПС «Гарант» и «Кодекс» не пожелали прокомментировать вопрос наполнения своих баз.
“
В настоящий момент бесплатные сервисы, размещающие судебную информацию, значительно уступают в своих возможностях коммерческим ресурсам. Так, система «Консультант Плюс» позволяет выявить взаимосвязи документов — объединить судебные решения, нормативные правовые акты и комментарии по какой–нибудь одной правовой проблеме.
Также можно просмотреть всю историю дела, получить информацию об особенностях применения документа и отдельных его норм. Каждый документ также проходит юридическую обработку — проставляются гиперссылки, создаются авторские аннотации и так далее.
Александр Кузнецов
Генеральный директор РИЦ «Кадис»
“
Обязанность государства — распространить официальную информацию и обеспечить соответствующий уровень качества доступа к ней (визуализации).
Также тексты судебных актов должны размещаться в форме «открытых данных» (open data), чтобы сторонние негосударственные разработчики (провайдеры информации) могли создавать свои базы данных и приложения.
В условиях конкуренции они предоставят удобные сервисы (поиска, подписки, рассылки и др.), интересные для различных категорий пользователей. Такие системы могут быть в том числе и платными — ничего страшного в этом нет.
Иван Павлов
руководитель «Команды 29»