Павел Дуров впервые получит прибыль от запущенного 2 года назад мессенджера — он решил пустить в Telegram сторонние платные сервисы, которые могут принести основателю "Вконтакте" до $10 млн в год. При этом он принципиально не стремится ускорять монетизацию, хотя возможности для этого есть и содержание мессенджера обходится ему в $12 млн ежегодно.
В мессенджере Telegram появятся платные сервисы от сторонних разработчиков. Об этом основатель Telegram Павел Дуров рассказал в ходе конференции TechCrunch Disrupt 2015 в Сан-Франциско. Он анонсировал появление в мессенджере специального интерфейса программирования приложений (API), который позволит разработчикам ботов взимать плату с пользователей.
Прибыль от платных приложений будет делиться между разработчиком и Telegram. Дуров подчеркнул, что сервисом для разработчиков ботов, о котором было объявлено еще в июне, заинтересовались многие бренды, которые продвигают свои услуги через Telegram, а также отметил появление первых рекламных платформ для монетизации ботов в мессенджере. По предварительной оценке отраслевых аналитиков, предложенная форма монетизации мессенджера может принести Telegram $5-10 млн в год.
Дуров раскритиковал Facebook и основного конкурента WhatsApp, в очередной раз заявил о праве на приватность пользователя, когда речь зашла об использовании Telegram боевиками ИГИЛ, однако он не анонсировал, как ожидали многие, появление в Telegram голосовых звонков. У WhatsApp и Viber такая функция давно есть и пользуется популярностью.
Telegram работает
Таким образом, Telegram дошел до монетизации спустя 2 года после запуска. До сих пор Павел Дуров оплачивал все расходы на работу сервиса из собственных средств. В июле 2015 года он оценил расходы на оборудование, персонал и транспорт примерно в $1 млн в месяц. В том же месяце он заявил, что Telegram разработал и запустил открытую платформу для создания собеседников-ботов, которые могут взаимодействовать с внешними сервисами и приложениями, а также использовать специально созданные для них клавиатуры. Дуров подчеркнул, что Telegram всегда будет бесплатным для пользователей.
Telegram предложил разработчикам и пользователям технический инструментарий для создания специализированных ботов и сервисов внутри приложений мессенджера. Так, @ImageBot – выдает изображение по запросу, для создания опроса в группах создан @PollBot, сервис @HotOrBot придуман для поиска друзей. Позже томская компания Interweb создала рекламную платформу Botrevenue, которая предлагает рекламодателям размещать рекламу в ботах, а создателям ботов — получать прибыль от размещения рекламы.
Мессенджер Telegram работает с августа 2013 года. В феврале 2014 года достиг уровня 35 млн активных пользователей в месяц. В мае 2015 года Дуров рассказал, что число сообщений, ежедневно отправляемых в Telegram, увеличилось с декабря 2014 года в 2 раза — до 2 млрд в день. За это время число активных пользователей выросло до 62 млн.
Летом ежедневно в приложении регистрировались 220 тыс. пользователей против 145 тыс. в декабре. На конференции в Сан-Франциско Дуров рассказал, что ежедневно пользователи Telegram отсылают 12 млрд сообщений. Таким образом, со слов основателя проекта, активность пользователей в мессенджере выросла за полгода в 6 раз. Заявления Дурова — основной, фактически единственный источник сведений о показателях Telegram. Аналитики обычно не включают его в отчеты, видимо, в силу закрытости. Но если сравнивать его с показателями конкурентов, приведенными сервисом Statista, Telegram замыкает десятку крупнейших мировых мессенджеров.
Новая бизнес-модель Дурова
Павел Дуров не раз отмечал, что Telegram существует за счет его личных вложений, и он принципиально не рассчитывает на поддержку бюджетов любых государств и корпораций. В сентябрьском рейтинге миллиардеров, составленным "ДП", Павел Дуров занимает восьмую строчку с 66 млрд рублей: в сумму входит, собственно, Telegram и деньги, полученные от продажи "Вконтакте" и сопутствующих активов.
В мае 2015-го
Mail.ru Group Алишера Усманова выкупила у Дурова дата-центр, расположенный в Колтушах, за 919 млн рублей. В этом хранилище содержится основная масса информации о пользователях отечественной социальной сети. С самой соцсетью Дуров окончательно простился в конце 2013 года, когда продал 12% акций "Вконтакте" за $360-480 млн.
При этом выручка ООО "В Контакте" в 2014 году составила 6,2 млрд рублей. Значит, в лучшем случае на данном этапе Дуров сможет выручить на Telegram в 10 раз меньше, чем зарабатывает его первое детище. Впрочем, путь "Вконтакте" к монетизации тоже был не очень быстрым.
Дуров и не стремится к наращиванию доходов любой ценой. В июне он описал мессенджер как реализацию новой бизнес-модели, противопоставив его коммерческим структурам, ориентированным на максимальную прибыль и некоммерческим проектам, существующим на пожертвования.
Основатель Telegram пояснил, что команда проекта намерена зарабатывать ровно столько, сколько нужно на оборудование, трафик и зарплаты "лучшим разработчикам мира", которые работают над мессенджеров. В данный момент это 15 человек. Команда ”может позволить себе перемещаться по миру” — лето 2015 года программисты провели в Финляндии, поделился основатель сервиса.
Говоря об эффективности своего бизнеса, Дуров признал, что существующая стратегия неустойчива, поскольку полностью опирается на финансирование и поддержку основателя. Он заявил, что выход на новый уровень и успешную модель развития мессенджера начнется после существенного роста аудитории пользователей и первым шагом к этому станет привлечение сторонних разработчиков.
”Если вы хотите придумать бизнес-модель, сперва вам нужно достичь приличного размера. У нас 62 млн пользователей, что является достаточной базой для того, чтобы привлекать сторонних разработчиков, которые могут создавать продукты поверх нашей платформы”, — сказал Дуров.
Аудитория спасет Telegram
По мнению аналитиков, рыночная стоимость мессенджера Telegram с трудом поддается оценке в текущих условиях и может составить от $20 млн до нескольких миллиардов долларов в зависимости от предложения компании, размера аудитории пользователей на момент сделки и фигуры покупателя. Если оценивать возможную продажу мессенджера по условиям сделки Facebook о покупке WhatsApp, то цена Telegram при аудитории в 62 млн человек составит $2,6 млрд.
По словам главного редактора издательской группы ComNews Леонида Коника, на ранних этапах социальные сети и мессенджеры генерируют только убытки, категория рыночной стоимости в их оценке довольно специфична и не подходит к традиционной экономической модели. Стоимость успешных проектов непомерно раздута и зависит от того, какой игрок покупает актив и для каких целей. “Похоже, что в значительной степени высокие цены на массовые интернет-услуги и социальные сети подогревают не иначе как американские спецслужбы, поскольку нет другого разумного объяснения этим заоблачным цифрам“, — иронизирует Леонид Коник.
Telegram еще не завоевал свою нишу на рынке, считает глава агентства TelecomDaily Денис Кусков, так что компании нужно время для создания достойного реноме и выхода на IPO. В случае успешного продвижения интерфейса, который позволит разработчикам ботов взимать плату с пользователей, речь может идти о прибыли, исчисляемой десятками миллионов долларов в год, но сейчас о ней говорить рано, резюмирует аналитик.
В условиях не самого благоприятного инвестиционного климата и на фоне жесткой конкуренции в сегменте мессенджеров Telegram не может рассчитывать на высокую оценку своего капитала. По мнению аналитиков "Финама", абонетская база или аудитория пользователей Telegram растет слишком медленно и не выдерживает сравнения с главным конкурентом WhatsApp. В данный момент рыночная стоимость сервиса не превышает $20 млн, считают в "Финаме". Там основывают оценку на предположении, что Telegram не будет интересен крупнейшим игрокам на рынке, поскольку все корпорации в секторе телекоммуникаций уже имеют или купили подобные проекты. К тому же Дуров делает ставку на приватность и защиту пользователя, что — вспомните вопросы основателю про террористов ИГИЛ — может отпугивать инвесторов, добавляют в "Финаме".
Зато в
J'son&Partners Сonsulting видят за Telegram большие возможности: через открытый API он может быть встроен во множество других сервисов, расширяя их функционал и формируя, таким образом, добавленную стоимость, которую можно монетизировать.
Очевидно, что появление платных сервисов в мессенджере вряд ли позволит Дурову рассчитывать на серьезную прибыль и уж точно не сможет обеспечить окупаемости проекта. Однако не стоит забывать об особенности положения Telegram на рынке массовых сервисов мгновенных сообщений – общение в мессенджере абсолютно зашифровано для сторонних лиц, и сам Дуров неоднократно подчеркивал, что команда разработчиков не передала ни байта силовым структурам государств.
По сути, Дуров, внедряя новый интерфейс, пытается сделать доступный всем зашифрованный канал связи, который будет обеспечен, с помощью сторонних разработчиков, всем необходимым набором приложений и платформ, а монетизация его нужна скорее для привлечения талантливых разработчиков.
В конечном счете герой Дурова – великий разоблачитель и экс-сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден – заставил пользователей задуматься о приватности и контроле во Всемирной сети. И эта тема на фоне глобальных информационных войн и геополитической напряженности будет только актуальнее, а значит, и подходящие инструменты для защищенной частной переписки – популярнее. На что и уповает основатель Telegram и “Вконтакте“.