Если идея Минпромторга об уведомительном размещении автолавок станет законом, нынешняя война за участки окажется бессмысленной.
Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал "ДП" о своей инициативе по исключению автолавок из числа нестационарных торговых объектов, которая предполагает законодательно отделить мобильную торговлю (автомагазины, автокафе и др.) от ларьков и киосков и создать уведомительную систему их размещения. Еще не ясно, станет ли этот проект законом, но он уже подвергается критике. Участники рынка опасаются, что в городе развернется торговля "некачественными товарами", автолавки будут перекрывать дорогу пешеходам, а ГИБДД, которая по плану Минпромторга будет следить за автомагазинами, заранее подозревают в коррупции.
Беда за бедой
Конфликты автолавочников с властями в Петербурге начались из–за новых правил распределения участков под мобильную торговлю, которые появились после изменения Земельного кодекса. В итоге места для автолавок стали раздавать без конкурса, а определяющим фактором для получения заветного клочка земли стало время подачи заявки. Многие из основных участников петербургского рынка мобильной розницы — "Буше", "Месье Патиссье", "ЛенРегионПродукт", "Петербурженка" и другие — оказались в живой очереди не в первых рядах и получили всего по несколько участков. Что их слегка задело, и они потребовали раскрытия всей информации о распределении мест от комитета имущественных отношений. При этом самих старожилов те, кто получил места, обвиняли в том, что автомагазинов у них в разы больше, чем заявлено, а процесс распределения мест они саботируют. И при официальном объеме рынка 1,4 млрд рублей (160 мест) с учетом теневой части его оценивали в 5,2 млрд рублей в год. Но торговцев ждал еще один сюрприз — требование иметь автолавку с двигателем класса не ниже Евро–4. Почти все компании заявили, что таких машин у них нет и обновлять парк бессмысленно: отбить вложения невозможно.
До сих пор конфликты не разрешены — участники рынка рассказывают, что постепенно заключают договоры размещения с КИО на те места, которые удалось получить, но что будет дальше, не знают. Официально требования к двигателям пока не закреплены, как, впрочем, и инициатива Минпромторга. В КИО не считают, что работа по приему заявок и выдаче договоров станет бессмысленной, если проект Виктора Евтухова превратится в закон. "Мы работаем по текущему законодательству, и, если завтра оно поменяется, мы начнем приводить в соответствие региональные нормы", — сообщили в комитете. Ситуацию, которая сложилась в Петербурге, когда автолавки относят к нестационарной торговле, Минпромторг называет не худшим случаем, отмечая, что еще хуже, когда лавок нет совсем. Но "превращение машины в киоск", когда лавка стоит на закрепленном участке, считают неправильным.
С дальним прицелом
В Минпромторге считают, что в Москве и Петербурге развозная торговля позволит продавать мясо и рыбу на 20–40% дешевле по сравнению с супермаркетами, а также что их законопроект поддержит отечественный автопром. Механизмы контроля планируют ограничить санитарными нормами, ПДД и правилами парковки. Эти же нормы будут определять размер штрафов. Регионам планируют дать право на дополнительные запреты с учетом специфики местности, например вблизи остановок транспорта. Также автолавкам нельзя будет стоять во дворах.
"Размер платы за размещение мобильного магазинчика уже определен в рамках систем платных парковок. При этом мы рассматриваем возможность дать право органам местного самоуправления увеличить эту плату, но не более чем вдвое, — поясняет Виктор Евтухов. — Автолавки должны стоять в соответствии с ПДД при условии доступа к окну выдачи товара с тротуара, то есть с твердой поверхности. Это предотвращает чрезмерное скопление таких магазинов в одном месте".
"Если это будет касаться тех, кто реализует продукцию собственного производства, то мы поддержим такие изменения, — говорят в компании "Лосево". — Если же это распространится на весь бизнес, то отсутствие регулирования повлечет ряд проблем: начиная от реализации некачественной продукции и заканчивая конфликтами между участниками рынка".