Россияне стали чаще заказывать в интернете одежду и забыли про крупные покупки

Автор фото: PhotoXPress

В России продажи одежды и обуви через Интернет впервые обогнали бытовую технику. При этом российские интернет-магазины пока не выдерживают конкуренции с зарубежными игроками. Ежегодно число покупок, которые россияне делают на зарубежных сайтах, удваивается, а доля внутренней интернет-торговли сокращается. Такие данные приводит Ассоциация компаний розничной торговли (АКИТ).

Доля трансграничной торговли в России (продажа товаров для личного пользования, которые человек заказывает по почте из других стран) из года в год растет опережающими рынок. В то же время доля внутренней интернет-торговли сокращается: с 2012 по 2014 год падение продаж составило 9%. 
"Ежегодно мы наблюдаем рост покупок за рубежом в 2 раза. Если в 2008 году объем трансграничной торговли в 2008 году составлял 4,3 млрд рублей, то в 2014 году уже 208,6 млрд рублей", - говорит президент АКИТ Алексей Федоров.
В АКИТ отмечают, что на сокращение внутреннего рынка интернет-торговли влияет несколько факторов. Например, неравные конкурентные условия между российскими и зарубежным игроками по налогам приводит к тому, что цены в зарубежных магазинах в среднем на 20% дешевле, а сроки доставки у российских интернет-магазинов и зарубежных одинаковые. Так, для товаров для личного пользования из любой страны ввозной НДС составляет 0%, если стоимость посылки менее 1000€, то пошлину платить не надо. При экспорте товаров из России, например, в Китай НДС при ввозе товара составляет 13-17%, пошлина - 9,5 %. Эти меры начинают работать, если НДС и пошлина в сумме превышают 7 евро.
Активно растет доля россиян, делающих покупки за рубежом, не только в крупных городах, но в глубинке. Так как сроки доставки из-за рубежа и из российских интернет-магазинов примерно одинаковы, а цены у первых ниже.
По данным АКИТ, 90% посылок в Россию идет из Китая, 4% из ЕС, 2% из США. Однако, по тратам Китай занимает пока 49%, на долю США приходится 13%, на ЕС – 25%. Чаще всего в этом году россияне покупали за рубежом одежду и обувь (34,6%), причем, эта категория впервые вышла на первое место по продажам, обогнав бытовую технику и электронику (33,1%). На долю косметики и парфюмерии пришлось 7,2% заказов, на автозапчасти - 6,7%, на товары для дома - 3%.
Источник:
В этом году на российский рынок вышел крупнейший китайский онлайн-ретейлер JD.com. Гендиректор подразделения международного развития JD.com Виктор Сюй, выступая вчера на саммита розничной индустрии России и стран Евразийского Экономического Союза, отметил, что компания планирует экспортировать в Россию десятки миллионов наименований собственных товаров и работать как с физлицами, так и с юрлицами.
"Мы безусловно отмечаем и не можем не игнорировать темпы роста, которые демонстрируют китайские компании, вышедшие на рынок России. Однако, мы смотрим на этот рост с позитивом, так как сильные игроки, рост конкуренции, ведут к развитию отрасли. При этом у российского рынка электронной торговли огромный потенциал емкости. Тут пока хватает места всем", - отмечают в пресс-службе "Юлмарта", подчеркивая, что с китайскими интернет-ретейлерами "Юлмарт" делит разные куски «пирога» и занимает разные ниши рынка, как территориально, так и с точки зрения клиентов.
Аудитория китайских игроков – это, в первую очередь, региональные клиенты, к которым они ближе территориально, до которых они могут "дотянуться". Условная черта обозначена Уральским хребтом. При этом, 80% населения и денег – это Европейская часть России, на которой лидерами остаются отечественные игроки и продавцы, - считают в "Юлмарте".
Крупнейший онлайн-ретейлер мира — американский Amazon.com Inc с оборотом $89 млрд в 2014 году, на втором месте  JD.Com Inc — $69,3 млрд, за ними следуют китайский холдинг Alibaba Group Holding Ltd — $52,5 млрд и американский eBay Inc — $17,9 млрд.