В условиях падения маржинальности в топливном бизнесе "Газпромнефть" делает ставку на общепит и собственные марки. Ее конкуренты тоже развивают нетопливную торговлю.
"Газпромнефть" начала реконструкцию АЗС на Северо-Западе. В обновленных автозаправочных станциях изменен интерьер, увеличена площадь магазинов, открыты кафе Drive Cafe. Ассортимент товаров увеличен на 20%. Компания делает ставку на развитие собственных торговых марок (СТМ).
Всего на Северо-Западе сеть "Газпромнефти" насчитывает 95 АЗС. По мнению участников рынка, реконструкция одной станции обойдется в сумму не менее 20 млн рублей. Пока на Северо-Западе модернизированы только две заправки — одна в Гатчине, вторая в Петербурге. В частности, на петербургской обновленной АЗС торговая площадь магазина увеличена до 125 м2, ассортимент увеличен на 20%. Площадь зоны кафе составляет около 50 м. По России всего работает 33 обновленных АЗС, до конца года их число увеличится до 46.
По словам заместителя руководителя сети АЗС "Газпромнефть" в России и СНГ по сопутствующему бизнесу Романа Крылова, сегодня ассортимент магазина при АЗС насчитывает 1,4 тыс. наименований, из них 100 позиций — это товары СТМ. До конца года будет введено еще 100 позиций. Речь идет как о продуктовых, так и о непродовольственных товарах. В портфеле компании три зонтичных бренда СТМ — Drive Cafe, G-Drive и "АЗС Газпромнефть". Продажи от товаров под собственными торговыми марками в валовом доходе сети в Северо-Западном регионе по результатам 2014 года составили 24%.
По пути развития нетопливных товаров сегодня идут все российские АЗС, так как маржа в топливном бизнесе составляет 5-7%, а в нетопливном — 30-33%. Например, ПТК начала модернизацию АЗС в 2014 году, сегодня сеть, насчитывающая 150 заправок, реконструирована на треть.
"Мы изменили все — от интерьера до ассортимента, и видим, что выручка на таких АЗС растет", — отмечает первый заместитель гендиректора АО "ПТК" Леонид Чурилов, подчеркивая, что модернизация завершится через 3 года. ПТК также начала продавать товары под СТМ.
В Европе выручка заправочных сетей от нетопливных услуг достигает 60%, на российских АЗС — пока 10-25%. Эксперты утверждают, что российские АЗС повторят европейский путь развития.