"ДП" разобрался, кто пострадает из-за авиасанкций между Россией и Украиной. В выручке потеряют авиакомпании и аэропорты, в том числе петербургское Пулково. Выгоду от конфликта соседей получит "Белавиа" и не попавший под санкции "ЮТэйр".
Росавиация уведомила украинские компании о запрете на полеты в Россию с 25 октября. Мера стала зеркальным ответом на действия Украины, под санкции которой в числе прочих юридических лиц попали 20 авиакомпаний. Кроме них жертвами воздушной войны станут оба государства, которые недосчитаются налогов и сборов аэропортов. Пострадают и провайдеры аэронавигационного обслуживания.
В санкционный список Украины попали как крупнейшие игроки "Аэрофлот" и "Трансаэро", так и практически неизвестные компании типа "Когалым Авиа", "Центр Юг" и так далее. Некоторые компании не летали в Киев в принципе, основным критерием для попадания в черный список стали рейсы в Крым. Именно поэтому в него не включили, например, "ЮТэйр", на долю которого, по данным tutu.ru, за 9 месяцев пришлось 13,3% билетов на Украину, проданных агентством.
Авиакомпании
Российские перевозчики пока не озвучивают свои потенциальные потери, тогда как именно они по большей части связывают Россию и Украину. Билетное агентство tutu.ru оценивает общую долю российских перевозчиков на направлении в 77%. Данные по продажам представлены за 8 месяцев. Абсолютные лидеры — "Аэрофлот" (22,62%), S7 (22,24%), "Трансаэро" (18,47%) и "Ютэйр". Доля Украины в структуре продаж заграничных билетов заняла 11,5%, отмечает агентство, в структуре ближнего зарубежья — все 30%.
Заметную долю на направлении занимают "Международные авиалинии Украины" (МАУ) — 14,2% проданных билетов, по данным агентства. Накануне компания оценила свои потери в $10 млн годовой прибыли. По словам пресс-секретаря компании, МАУ перевозили около 350 тыс. пассажиров 2,5 тыс. рейсов по этому направлению.
По данным Росавиации, за 8 месяцев пассажиропоток между странами составил около 800 тыс. человек. Там же отметили, что 70% пассажиров — украинцы. Ростуризм указывает, что Украина сейчас занимает шестую строчку в рейтинге россиян, еще 2 года назад она занимала первое место.
В абсолютном выражении издержки российских авиакомпаний будут больше, чем украинских, так как они доставляют больше пассажиров. Но в относительном выражении потери отечественных авиакомпаний будут существенно меньше: украинский рынок имеет для российского авиабизнеса меньший вес, чем российский для украинских компаний, говорит глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Пассажиропоток из "Пулково" в 2014 году, топ-30
Источник:
Источник: аэропорт Пулково
Аэропорты
Что касается аэропортов, то тут ситуация схожая: часть российских пассажиров добирались до Украины с пересадкой в Москве. "Наши аэропорты вместе не досчитаются в таких случаях трех пассажиров, а украинские — только одного", — отмечает Олег Пантелеев.
В петербургском Пулково сейчас обслуживается только одна украинская авиакомпания — "Международные авиалинии Украины". Сколько зарабатывает на ней аэропорт Пулково, в управляющей компании аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы" не говорят, ссылаясь на коммерческую тайну. По маршруту Киев — Петербург — Киев самолеты компании летают почти ежедневно. С 30 апреля их самолеты трижды в неделю летали и в Одессу, но полеты закончились еще до зеркальных санкций, с окончанием туристического сезона.
Кроме авиакомпании Игоря Коломойского в Киев из Пулково напрямую летает только АК "Россия", гласит весенне-летнее расписание. За 8 месяцев этого года в аэропорту в целом приняли 809 рейсов с Украины, отправили — 813, рассказала пресс-секретарь ВВСС Маргарита Потехина.
Согласно расписанию, с 1 по 7 октября включительно рейсы МАУ должны обслужить в Пулково 26 раз. По этому направлению летает Boeing 737-500 вместительностью 132 пассажира. По приблизительным подсчетам "ДП", средняя годовая загрузка самолета приближается к 50%. Максимальная взлетная масса лайнера — 52,3 тонны.
По расчетам "ДП", на рейсах МАУ аэропорт Пулково за эту неделю заработает минимум 44,9 тыс. евро. При сохранении тарифов на взлет/посадку, стоянку, использование аэровокзала и безопасность пассажиров получилось бы около 2,3 млн евро в год. Или 172,4 млн рублей по сегодняшнему курсу ЦБ. Это почти 1,5% от оборота Пулково в 2014 году (12,2 млрд рублей). Надо понимать, что в этом году рублевая выручка аэропорта будет много выше, учитывая девальвацию.
Расчеты делались, исходя из актуальных тарифов аэропорта, опубликованных на сайте Пулково. Сбор за взлет/посадку иностранного судна в дневное время — 9 евро за одну тонну максимальной взлетной массы, за суточную стоянку — 1,34 евро на тонну, еще 18 евро на пассажира компания должна заплатить за использование аэровокзала и авиационную безопасность.
Если добавить сюда плату АК "Россия" (тарифы для российских компаний несколько ниже), то за 14 рейсов в неделю с загрузкой на те же 50% компания должна заплатить аэропорту лишь 1,15 млн рублей. В год получается чуть больше 60 млн рублей. Здесь, однако, не учитывается плата за стоянку, притом что "Россия" базируется в Пулково. С другой стороны, освободившийся Airbus A320, скорее всего, перебросят на самое популярное направление — Москву.
Тем более что международный пассажиропоток Пулково за 8 месяцев упал, а внутренний вырос.
Пассажиропоток "Пулково" за 8 месяцев
Источник:
Источник: аэропорт Пулково
Масштаб потенциальных потерь уже назвала украинская сторона. Рейсы одного только "Трансаэро", которое в киевском аэропорту пока принимают трижды в день, в месяц приносят аэропорту $340 тыс., из них $114 тыс. — потенциальный доход киевского бюджета, говорил в интервью украинским СМИ глава совета директоров аэропорта Денис Костржеский.
В целом аэропорт может потерять до 30% доходов — более $4,2 млн в год. Столичный аэропорт Борисполь, через который самолеты между Москвой и Киевом летают интенсивнее, очевидно, потеряет еще больше.
Аэронавигационное обслуживание
Есть и сборы за пролеты над территорией страны без посадки. Часть этих средств идет в доход государства, часть — на аэронавигационное обслуживание самолета, который по общему правилу ведут диспетчеры той страны, над которой он летит. По оценкам экс-руководителя Госавиаслужбы Украины Дениса Антонюка, потери украинского провайдера аэронавигационного обслуживания "Украэрорух" от сокращения полетов между двумя странами составят около $8-10 млн в год.
В России около трети средств получает "Аэрофлот" — это наследие советской системы. В прошлом году, когда обсуждали запрет на транзит через Россию для европейских компаний, аналитики Райффайзенбанка оценивали годовую потерю выручки "Аэрофлота" в $250-300 млн в год.
Транзитная война в итоге началась с закрытия воздушного пространства России для "Международных авиалиний Украины". Соседи в ответ ограничили транзит "Аэрофлоту" и "Трансаэро". Потери двух российских компаний на облет, по некоторым оценкам, достигли $30 млн, вспоминает Олег Пантелеев.
Длительность полетов в Европу, Турцию и Египет в итоге выросла — две ключевые российские компании теряли на этом около 200 млн рублей в месяц, подсчитали в российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.
Пассажиры
Если авиакомпании могут перебросить самолеты на другие направления, то пассажирам точно придется несладко. Вариантов станет меньше, и цены вырастут. "По рыночной логике, из-за сокращения конкуренции тарифы должны увеличиться, по существующей практике прирост может составить до 30-40%", — говорит Олег Пантелеев. Многое зависит от того, какие тарифы смогут предложить другие авиакомпании — "Белавиа", летающая через Минск, и другие игроки, указывает эксперт на важную переменную.
"Совокупная доля "Белавиа", Turkish Airlines, LOT - Polish Airlines и Air Baltic составляет менее 1% от общего количества купленных у нас билетов", — говорит о статистике с начала года генеральный директор tutu.ru Дмитрий Храпов. Он также напомнил, что рейсы с пересадками, как правило, дороже.
Однако на перелетах в Турцию это отразилось в обратную сторону. Например, билеты из Петербурга в Стамбул на новогодние каникулы с пересадкой в Киеве из продажи уже исчезли, а цена маршрута подскочила на 10 тыс. рублей, заметили в "ДП".
Выгодоприобретатели
В "Белавиа" уже заявили, что вскоре нарастят количество рейсов между Киевом и Петербургом. Сейчас города связывают четыре рейса с пересадкой в Минске. Если дело пойдет, вместо бразильских Embraer на рейсы могут поставить и более вместительные Boeing.
Количество рейсов намерены увеличить и в "ЮТэйр", заявил накануне глава компании Андрей Мартиросов. Он однако уточнил, что о деталях пока речи нет, "есть только общее понимание". В пресс-службе компании "ДП" заявили, что пока никак не комментируют "украинский вопрос".