«ДП» узнал, как в Петербурге развивается популярное во всем мире движение организованного бар-хоппинга, как влияет на него кризис и почему посетителям не стоит бояться алкогольной интоксикации во время тура по питейным заведениям.
Пока чиновники ломают голову над тем, кому и по каким дням было бы уместнее запретить распитие спиртных напитков, Петербург, провозглашенный барной столицей России, продолжает игнорировать призывы к трезвости.
Неудивительно, ведь, как утверждают владельцы петербургских питейных заведений, алкогольный бар – самый надежный формат для кризисных времен. Правда, в культурной столице свои традиции распития алкоголя, тоже, естественно культурные. А чтобы те, кто посетил город впервые, все правильно поняли, для них устраивают специальные туры по барам.
Мировое увлечение
Для большинства городов мира, курортных и не только, туры по барам – давно обычная практика. Интернет полниться не только различными рейтингами лучших туров по барам на всем земном шаре, но и советами как выжить после такого путешествия. Рекомендуют, например, ни в коем случае не пить до начала тура, иначе говорят, можно сойти с дистанции, на середине маршрута, а то и раньше. Также предостерегают, что никто не отменял вероятность проснуться где-нибудь на площади Дам (это если пили вы в голландской столице) без денег и документов, но к этому, мол, просто нужно морально подготовиться.
Впрочем, морально готовыми оказываются, видимо, многие, туры по барам смело предлагают туристам вместе с рядом экскурсий (в конце концов, чем бы турист не тешился, лишь бы тратил деньги в стране пребывания), да и местные жители с радостью участвуют в подобных турах.
Drinking tour, pub crawl, bar crawl, бар-хоппинг – называют все это по-разному, но суть одна: люди собираются группами для того, чтобы отправиться в алкогольное путешествие по барам, как правило, в сопровождении опытного гида, который будет их развлекать всю дорогу. Такой своеобразный гастротур, только для тех, кто больше любит не есть, а пить и веселиться. Дальнейшие подробности – вопрос пожеланий и фантазии организаторов. Один из самых известных туров по барам – Zombie Pub Crawl проходит в Миннеаполисе. Как можно догадаться по названию, участники этого действа ползают по барам в костюмах живых мертвецов. Также популярно хождение по барам в костюмах Санта-Клаусов, а Великобритании организовали специальный тур по барам, где участники перемещаются между заведениями на метро.
Самый пьяный округ
Кстати, о Великобритании, The Guardian, издание знающей толк в барах страны весной этого года доверило Петербургу звание барной столицы России.
Баров в Петербурге действительно много и их количество продолжает расти. Кризис этому росту не мешает. Здесь дело и в сравнительно небольшой стоимости аренды и в адекватном среднем чеке, который не дает посетителям в условиях экономической нестабильности также быстро отказаться от посещения питейных заведений, как от похода в дорогие рестораны.
В общем, нынешнее количество петербургских баров уже не позволяет новичку или приезжему самостоятельно разобраться в том, куда отправиться и выбрать что-то одно. Тут уже действительно становится необходима помощь грамотного барного экскурсовода.
С оглядкой на успех зарубежного бар хоппинга первые туры по питейным заведениям появились в Петербурге пару лет назад, но тогда это больше напоминало развлечение и для самих организаторов. А сейчас явление все больше приобретает черты бизнеса. Кризис, также как и многим барам, такой деятельности тоже не угрожает, по крайней мере, пока. Затраты на организацию туров по барам минимальны, а небольшая цена (в Петербурге она колеблется в диапазоне 700 – 2000 рублей) – обеспечивает стабильный приток посетителей.
Организаторы объясняют, что главная статья расходов в организации таких туров – реклама и продвижение. Но продвигать мероприятия тоже можно по-разному: бесплатные социальные сети, которые при умелом обращении могут стать мощным инструментом продвижения, пока никто не отменял.
Барам все возрасты покорны
Средний возраст любителей отправиться в путешествие по барам 23 – 33 года, впрочем, и люди за 35 – не редкость для таких мероприятий, а иногда присоединяются те, кому за 50.
«Такие туры могут быть популярны среди всех возрастных категорий. Для каждого потребителя найдётся свой товар. Для молодежи – дешёвые места, для тех, кто постарше – джаз холлы или места типа «Рюмочная№1» – считает Евгений Горбунов, совладелец баров Gin Tonic и Zing.
Но организаторы барных мероприятий также поясняют, что вне зависимости от состава группы, самое главное – это разнообразие. Необходимо показать самые разные заведения города, иначе тур получится скучным. Как правило, во время тура посещают пять-шесть баров, в каждом гостей развлекают конкурсами и угощают шотами или стандартными коктейлями (обычно в стоимость тура входит один напиток в каждом баре).
Иоанна Резник, организатор City Pub Crawl в Петербурге, рассказывает, что иностранцы составляют около 15% от завсегдатаев туров по барам. Летом они – основные посетители барных туров, но когда туристический сезон в городе заканчивается. Их сменяют российские туристы и сами петербуржцы.
Совместными усилиями
Интересны барные туры не только посетителям, но и владельцам заведений, в которые их приводят организаторы.
«Здесь две стороны получают выгоду: со стороны гостей – гид, который водит их по уже проверенным заведениям и по формату, который был согласован заранее. Кому коктейли и вино, а кому безудержное веселье на Думской. Барам же интересны классические выгоды, это привлечение новых людей и повышение выручки» – объясняет Евгений Горбунов.
«Владельцем не очень успешных баров, а также всем барам по будним дням такая услуга интересна. Как правило, бары готовы минимум всех угощать первым напитком, максимум — делиться выручкой с организаторами» – рассказывает совладелец бара Mishka, Александр Берковский.
Также с организаторами таких туров активно сотрудничают хостелы, именно там проживает основная целевая аудитория. Что касается гостиниц более высокой категории, их гости редко интересуются турами по барам.
«Если речь идет об экскурсиях, то консьержей отеля в первую очередь, конечно, спрашивают о посещении главных достопримечательностей города, и гораздо реже гостей интересуют альтернативные маршруты, к которым можно отнести поездку в «Музей русской водки». Однако не стоит забывать, что хорошим консьержем считается тот сотрудник, у которого найдется предложение на любой запрос гостя, в том числе желающего отправиться в тур по питейным заведениям Петербурга. Требование здесь одно – представитель отеля должен лично убедиться в качестве услуг, которые потом порекомендует гостям» – объясняют свое отношение к турам по барам в пресс-службе отеля Crowne Plaza St.Petersburg Airport.
Турфирмы тоже пока не готовы отправлять своих клиентов в подобные туры. Олег Мельников, организатор City Pub Crawl в Москве и Петербурге, предполагает, что здесь играют роль два фактора. Во-первых, специалистам туриндустрии как-то неловко предлагать гостям города развлечения, в очередной раз, напоминающим о стереотипе «русские много пьют». Во-вторых, все-таки страшно отправлять туристов в подобные туры, вдруг он закончит путешествие по барам в худших традициях предостережений из интернета: спящим на площади, без денег и документов.
Не в алкоголе дело
Впрочем, организаторы туров по барам объясняют, что их мероприятия ничем в плане возможности алкогольной интоксикации, не опаснее обычного похода в бар.
Олег Мельников рассказывает, что перед тем как отправиться по питейным заведениям, они стараются предупредить людей, что если те переборщат с алкоголем, их могут не пустить в то или иное заведение.
Он также объясняет, что у туристов во время такого тура почти нет времени для того, чтобы выпить большое количество алкоголя в баре и добавляет: «Если человек заплатил за такой тур, то наверняка его желания выходят за рамки «напиться», он мог бы сделать это и дома, получилось бы дешевле, но раз он пришел на паб кроул, то, наверное ему, хочется чего-то большего, общения, веселья».
К тому же для того, чтобы все успели прийти в себя специально предусмотрены длительные переходы между заведениями.
«Следить за людьми во время такого тура не так сложно, если изначально задать правильный ход мысли и наладить персональный контакт с участниками. Не хочу вдаваться в психологию, но процесс очень простой. Наверное, при больших группах сложнее следить, хотя я видел, как работают хорошие гиды с большими группами во время барных туров - если гид хороший, то даже с очень пьяными людьми всё идет как по маслу» – добавляет Петр Козырев, основатель компании пешеходных экскурсий Peters Walk.
“
На мой взгляд, это довольно странная услуга. Вся прелесть бар-хоппинга в незнакомом городе в том, чтобы искать интересные и неожиданные места, много гулять по улицам от одного чекпойнта до другого, и делать это в приятной компании. Тем не менее, это востребованная услуга со стороны как российских, так и иностранных туристов. Особенно в Петербурге, где очень много баров и не так-то просто разобраться, куда стоит пойти и чего там ждать. Но участвовать в этом в своем родном городе, мне кажется, примерно как нанимать тамаду на свадьбу, чтобы он всех веселил. В «Мишку» в Петербурге и Москве часто приходят иностранные студенты большими компаниями, но на постоянной основе мы с компаниями, организовывающими такие туры, почти не сотрудничаем. Мы не можем заранее пообещать, что пустим всю группу, что все пройдут фейсконтроль или поместятся внутрь. Поэтому когда идете в тур по барам помните, что в самые классные и популярные места вас не приведут.
Александр Берковский
Совладелец бара Mishka
“
К нам каждую неделю приводят небольшие группы людей, которые покупают так называемые туры по барам. Эта тема все больше набирает обороты в Петербурге. Зачастую это приезжие, не редко и москвичи пользуются этой услугой. Так что у bar crawling есть будущее.
Евгений Горбунов
Совладелец баров Gin Tonic и Zing