Операторы торгово-развлекательных комплексов уже начали готовиться к новогодним ярмаркам, которые должны компенсировать им потери от ухода постоянных арендаторов. Крупнейший в городе ТРК "Галерея" сдал в аренду компании Smart Start 280 м2 на первом этаже для организации рождественской ярмарки.
На организацию ярмарки в ТРЦ "Галерея" компания Smart Start потратит около 16 млн рублей, средства пойдут на строительство 30 торговых киосков, рассчитанных на 70 арендаторов. Стоимость аренды места на ярмарке на 40 дней обойдется в 230-900 тыс. рублей в зависимости от расположения, площади и оформления киосков. Стоимость аренды площадки в Smart Start не раскрывают, однако в NAI Becar затраты организаторов оценили примерно в 500-2,5 тыс. рублей за 1 м2.
Заработок для всех
Как рассказывает Алла Антощенко-Оленева, директор агентства Smart Start, арендаторами в этом году станут производители сладостей, бижутерии, игрушек, посуды и сувениров. Она рассказывает, что за время работы проекта "ДеЛа'Рук" (отделение Smart Start по организации ярмарок) маржинальность бизнеса удалось значительно повысить. Основные затраты этого бизнеса — аренда, установка конструкций и реклама. При этом, добавляет предпринимательница, сами ТЦ обычно предлагают арендаторам торговые места одного размера и по одной цене, а дифференцированный подход помогает привлечь в том числе и малый бизнес и в итоге увеличить число участников и заработать больше. "Наш основной риск в том, что ставка аренды привязана к курсу доллара, — продолжает Алла Антощенко-Оленева, — но зато оборудование мы монтируем самостоятельно, это помогает не только сэкономить на услугах сторонней компании, но и менять конструкции по запросу участников, например, кому-то добавить холодильник, где-то убрать лишнюю витрину". Она добавляет, что ТРЦ используют ярмарки не только в маркетинговых целях, но и как тестовую площадку для потенциальных арендаторов.
Андрей Шарков, гендиректор компании ShokoBox, которая будет одним из участников ярмарки в "Галерее", рассказывает, что основные затраты торговцев на участие в ярмарке — это аренда места, монтаж торговой конструкции (иногда киоск включают в общую стоимость места), оплата работы продавцов, украшение места, вывески. Высокому спросу способствует то, что в праздники аудитория становится более склонной к импульсным покупкам. "Хотя наш товар — шоколад — ориентирован на импульсный спрос не только по праздникам, но и все остальное время, около 20% ассортимента мы делаем тематическим — то есть в "новогодней" упаковке", — рассказывает предприниматель.
Праздничная компенсация
Новогодние ярмарки в этом году организуют в этом году почти все крупные торговые центры Петербурга, среди них "Пассаж", "Сити Молл", ТРЦ "Радуга", ДЛТ, "Лондон Молл" и др. Некоторые из них будут специализированными — например, кофейная ярмарка в Музее кофе, но в основном в ассортименте арендаторов — продукты, сувениры и подарки. "В канун Нового года и во время зимних каникул мы традиционно устраиваем театрализованные сказочные представления, мастер-классы", — добавляют в ТК "Гранд Каньон".
Участники рынка отмечают, что обычно продажи в декабре на 25–35% выше, чем в любой другой месяц. В NAI Becar считают, что комплексная работа с мероприятиями может увеличить проходимость торгового центра на 40%. Сейчас это особенно актуально: у многих ТЦ есть вакантные помещения, для которых не могут найти арендаторов, и такие активности помогут компенсировать снижение выручки. "Привлечение арендаторов к участию в акциях для потребителей, разработка интересной концепции новогодней распродажи, грамотное проведение ярмарки, безусловно, поможет собственникам объекта компенсировать убытки от простоя помещений", — добавляет Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Петербурге.
По оценке бизнесменов, совокупная выручка участников таких мероприятий может достигать 1,4 млрд рублей за сезон.
Сколько тратил Смольный на организацию новогодних праздников
Источник:
Ярмарки с историей
Кроме того, в этом году в Петербурге пройдет организованная администрацией города рождественская ярмарка на Пионерской площади. Как и в прошлом году, там будут торговать национальными продуктами и сувенирами из разных стран. В прошлом году в этой ярмарке участвовали 15 стран, включая Украину, и 14 регионов России, включая Крым. Еще около 50 киосков заняли петербургские предприниматели. Организация мероприятия стоила бюджету города 17,4 млн рублей, при этом торговые места участникам предоставляли бесплатно.
Масштабные рождественские ярмарки, вспоминают предприниматели, в Петербурге впервые начали проходить около 10 лет назад. Их организатором был отель "Европа", который устанавливал на Михайловской улице деревянные киоски, где продавали сбитень и хмельной мед, пекли блины — в основном в расчете на иностранных туристов.