Редактор "ДП" Александр Пирожков — о том, чем российские биржи отличаются от американских и европейских.
Резкий рост котировок акций, на сотни процентов за считаные дни или даже часы, поражает воображение начинающих инвесторов. Им непременно хочется поучаствовать в подобных историях, хотя бы частью капитала. Наиболее азартные не прочь загнать в такую сделку даже весь капитал, чтобы уже через неделю (ну ладно, пусть через месяц) подкатить к ночному клубу (или к офису, или хотя бы во двор своей многоэтажки) на новеньком "феррари" (да бог с ней, с итальянской мечтой, "тойота" или "Лада" тоже сойдет) и рассказать разинувшим рты друзьям (коллегам, родственникам, соседям) о своей прозорливости (потом, когда публика очухается от обмороков, можно признаться, что это была просто удача). В общем, бриллиантовый дым Кисы Воробьянинова отдыхает.
Последние две такие истории случились на Московской бирже прямо вот только что, в этом месяце. Сначала за 2 недели подорожали на 1100% акции доселе мало кому известной компании GTL, затеявшей постройку завода по переработке попутного нефтяного газа в бензин и дизельное топливо в Судане. А в среду, 21 октября, буквально за полдня подорожали почти на 200% акции авиакомпании "Трансаэро", которую неожиданно решили купить акционеры конкурирующей S7. На следующее утро, 22 октября, планка в 200% роста была, кстати, взята. Сделать это в первый день помешали правила биржи: согласно установленному регламенту, торги на ней останавливаются, если в течение дня рост котировок достигает 40%. Биржа как бы дает покупателям время остыть от ажиотажа и подумать: а оно точно им надо — набивать портфели дико растущими бумагами? По акциям "Трансаэро" 21 октября были три такие остановки. На этом фоне в GTL рост можно назвать скромным, всего по 40% в день.
Отрезвление рано или поздно всегда наступает: к концу прошлой недели цены обеих акций после достижения локальных максимумов сократились примерно вдвое. Купившим их на ценовых пиках не повезло. Это не значит, что данные бумаги не покажут новых взлетов. Тем более что они обе все еще на порядок дешевле, чем в свои лучшие времена. У "Трансаэро" исторический максимум цен был примерно год назад, а у GTL — 2 года назад.
Однако у серьезных инвесторов перспективы обеих акций наверняка вызывают сомнения. Завод GTL в Судане (тот еще оазис для бизнеса: в прошлом десятилетии в этой стране в Дарфурском конфликте погибли сотни тысяч человек) оценивается в $70 млн, а капитализация компании еще недавно, в сентябре, была раз в сорок меньше. Что касается "Трансаэро", то появление нового акционера не решит в одночасье проблему с долгами на 250 млрд рублей. Да и подконтрольный государству "Аэрофлот", прибравший к рукам большую часть маршрутов "Трансаэро", вряд ли откажется от них без боя.
Конечно, истории с внезапным взлетом котировок на позитивных новостях случались на российском рынке и прежде. Да и на прочих мировых рынках, включая самые развитые, они происходят достаточно регулярно. Отличие лишь в том, что на американских или европейских биржах у инвесторов есть богатый выбор из сотен бумаг, которые на протяжении десятилетий приносят среднюю доходность выше депозита. И биржевой листинг ежегодно пополняется десятками новых эмитентов, выходящих на IPO, их акции часто становятся новыми звездами.