"Деловой Петербург" продолжает рассказывать истории успеха петербургских миллиардеров. Один из самых таинственных российских бизнесменов Андрей Рогачев дважды смог создать успешные продуктовые сети - сначала "Пятерочку", а затем универсам "Верный".
Андрей Рогачев
— один из самых известных и самых таинственных ретейлеров России. Он не просто создал успешный проект в торговле, но и доказал, что это не было случайностью, основав еще одну эффективную сеть.
Впрочем, первый бизнес Андрея Рогачева, основанный еще в 1980–х годах, не был связан с торговлей: кооператив "Лаборатория экологического контроля" выпускал экологические приборы. В 1990–х Рогачев привлек в эту компанию партнера Павла Андреева (№ 63 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2015), после чего она переквалифицировалась в застройщики. Так возникла ЛЭК, боровшаяся в нулевые за лидерство на строительном рынке Петербурга.
Первый магазин "
Пятерочка
" Андрей Рогачев с партнерами Александром Гирдой (№ 27), Татьяной Франус (№ 138) и Игорем Видяевым открыл в 1998 году, вскоре после начала кризиса. Он стал развивать одноименную сеть, оборот которой в 2005 году уже превышал $2 млрд. Ее и сеть гипермаркетов "Карусель" (создана в 2004 году) бизнесмены в 2005 году продали X5 Retail Group.
В 2001 году Рогачев с Андреевым основали второй совместный девелоперский холдинг — "Макромир", специализировавшийся уже на строительстве коммерческой недвижимости. К концу нулевых холдинг владел шестью торгово–развлекательными комплексами общей площадью 260 тыс. м2.
В кризис 2008 года между Андреевым и Рогачевым вспыхнул корпоративный конфликт, в ходе которого "Макромир" обанкротился, а ЛЭК едва удержалась на плаву. Рогачев получил "Макромир", который продал в 2011 году Fort Group, а Андреев взял под полный контроль ЛЭК. После этого Рогачев избавился от последних акций в X5 Retail Group (сделка оценивалась в $1,4 млрд) и покинул страну.
Несколько лет предприниматель провел в США, где запускал розничный проект Okey — Dokey Grocery Markets. Но участники рынка в 2012 году обнаружили, что он вернулся в Россию и сосредоточился на своем новом проекте — сети универсамов "Верный". До боли похожая на "Пятерочку", новая сеть, управляемая фирмой с таинственным названием "Союз св. Иоанна Воина", уверенно набирала обороты. За 3 неполных года количество магазинов превысило 430. Рогачев уверяет, что новый проект не имеет к нему никакого отношения, но шила в мешке не утаишь.
В 2015 году Андрей Рогачев открыл в Москве новую сеть в формате магазинов фиксированных цен под брендом Fan Price. Не исключен выход этого проекта в Московскую область и другие регионы.
Также недавно оказалось, что структуры бизнесмена владеют четырьмя продуктовыми рынками в столице: Москворецким, Коптевским, Северным и Каширским.
> Оценка состояния (согласно Рейтингу миллиардеров "ДП" на сентябрь 2015 года) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.