Все больше петербуржцев экономят на полисах ОСАГО и покупают их у мошенников. Доля поддельных полисов растет: сейчас их около 20 тыс. штук из 1 млн, но страховщики опасаются, что эта цифра будет расти.
За 9 месяцев 2015 года страховые компании заключили 29,4 млн договоров ОСАГО, что на 2,5 млн договоров, или на 8% меньше чем за аналогичный период прошлого года, подсчитали в Российском союзе автостраховщиков. В Петербурге, по данным Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, за полугодие было продано 947,8 тыс. полисов ОСАГО, это на 31,5 тыс., или на 3,2% меньше чем в первом полугодии 2014 года.
Причем спад идет только по количеству заключенных договоров, но не по объему собираемых премий. По данным Союза стаховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, сборы в Петербурге выросли полугодие к полугодию на 43,2%, до 5,9 млрд рублей. Это случилось в связи с повышением тарифов: средняя стоимость полисов ОСАГО с выросла на 42% и составила почти 5,7 тыс. рублей.
"Собираемые премии вслед за ростом тарифов на ОСАГО выросли не просто потому, что 10 лет не пересматривался закон, но и потому, что теперь само ОСАГО включает другую ответственность страховщиков, то есть сама услуга стала более емкой", — отметила Ирина Лукашевич, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
Удар по репутации
И хотя объемы сборов растут, падение количества выдач на федеральном и региональном уровне беспокоит страховщиков. "Показатель числа заключенных договоров снизился примерно на 2,5 млн штук, и это не может не тревожить", — говорит президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. По словам Игоря Юргенса и Ирины Лукашевич, на этот тренд влияют два фактора: снижение числа продаваемых автомобилей и рост числа фальшивых полисов.
Именно падение продаж новых автомобилей стало одной из основных причин сокращения количества договоров ОСАГО, говорит Эдуард Яблоков, директор Санкт-Петербургского филиала АО "СОГАЗ". По оценке агентства "Auto-Dealer-СПб", падение продаж новых легковых автомобилей в Петербурге за 9 месяцев этого года составило 34%. Сказывается и снижение деловой активности перевозчиков — сократилось количество используемого транспорта в коммерческом секторе, добавляет Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов "АльфаСтрахование".
И если на падение автомобильного рынка в России страховщики повлиять не могут, то с ростом числа поддельных полисов они намерены бороться, потому что это напрямую влияет на их репутацию.
"Страховые компании все больше сталкиваются с тем, что люди приходят к ним за выплатами с липовыми полисами. К сожалению, страховая культура нашего населения еще не очень зрелая. В то же время проверить полис ОСАГО довольно просто: на сайте РСА можно набрать номер полиса и увидеть, какой страховой компании он принадлежит. Это не сложно, но люди гонятся за дешевизной, потому что липовые полисы, естественно, стоят дешевле. Выплат по этим полисам нет и быть не может, на прибыль и эффективность компаний они никак не влияют, однако это бьет по имиджу страховщиков", — говорит Ирина Лукашевич.
Спорная экономия
По данным ГИБДД, на учете в Петербурге стоят 2,03 млн автомобилей, эта цифра довольно быстро растет (в 2013 году на учете в городе было около 1,5 млн машин). Тем временем фальшивые страховые полисы становятся все более привлекательными для петербуржцев в нынешних условиях. По данным Петростата, за январь-сентябрь цены выросли на 10,7%, реальные зарплаты, которые рассчитывают с учетом индекса потребительских цен, упали почти на 8%, а расходы снизились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 6%.
"Фальшивый полис — это дешевле. Так как некоторые стараются экономить на полисе ОСАГО, то здесь как раз появляются возможности для фальшивых аналогов", — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto-Dealer-СПб".
"Представим, что ГИБДД проверила у вас документы 3 раза за год. И если бы у вас не было полиса ОСАГО (или он фальшивый), то штраф составил бы 2,4 тыс. рублей. Полис же обойдется вам приблизительно в 5 тыс. рублей. В результате те автовладельцы, которые не верят в реальную защиту ОСАГО, считают, что выгоднее оплатить штраф, а не оформлять страховой полис, тем самым идя на вполне осознанный риск", — объясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании "Европлан".
В то же время, по словам Игоря Юргенса, автомобилисты, которые покупают поддельные полисы, остаются без покрытия финансовых потерь при ДТП и рискуют получить штраф за отсутствие полиса от ГИБДД, кроме того, теряют свою страховую историю. "Год использования подделки полностью обнуляет накопленные скидки за безаварийную езду. Согласно действующей практике коэффициент "бонус-малус" насчитывается с нуля для тех водителей, которые год и более не покупали полис ОСАГО. По расчетам РСА, в настоящее время большинство водителей имеют скидку за безаварийность — ОСАГО дешевле покупают более 35 млн автомобилистов, многие из них имеют право получить максимальную 50%-ную скидку", — говорит он.
Тысячи подделок
По оценке РСА, сейчас в стране около 2-2,5% фальшивых полисов ОСАГО, то есть из из 42 млн полисов ОСАГО, продаваемых в России за год, уже около 1 млн — поддельные. Если верить этим оценкам, в Петербурге из почти 1 млн выданных с начала года полисов около 20 тыс. — липовые.
При этом в некоторых регионах, где повышение цен на ОСАГО не покрывает реальных убытков, доля фальшивых полисов еще больше. Страховые компании в таких регионах не так сильно разворачивают свою деятельность, и мошенники работают там намного активнее, чем в Петербурге, объясняет Ирина Лукашевич.
"Есть четкая зависимость между распространением практики использования поддельных полисов и деятельности так называемых автоюристов, так как именно ее последствия привели к резкому подорожанию полисов в отдельных субъектах", — считает Денис Макаров. По его оценке, в тех регионах, где деятельность юристов процветает (Челябинская область, Краснодарский и Красноярский края, Татарстан, Пензенская, Томская области и др.), количество поддельных полисов неуклонно растет, что вызывает снижение продаж ОСАГО в штуках.
"Начиная с 2012 года мы регулярно обнаруживаем как партии поддельных полисов, которые исчисляются тысячами, так и выявляем единичные случаи попыток продажи, в основном по рекламным объявлениям. То есть можно однозначно сказать, что подделка полисов и их сбыт — это хорошо налаженный бизнес, который приносит мошенникам огромные деньги. Оценить объем денег, который проходит через них, очень сложно. Во-первых, мы не видим картины по остальному рынку, во-вторых, конечная стоимость поддельных полисов очень отличается — кто-то продает их по сумме в районе 1 тыс. рублей, кто-то умудряется гораздо дороже", — говорит Денис Макаров.
Страховщики намерены бороться с черным рынком полисов. По словам Игоря Юргенса, РСА уже договорился о проведении в пилотном режиме проекта контроля за наличием полиса ОСАГО через камеры автоматической фиксации нарушения ПДД, а также активно сотрудничает с правоохранительными органами по борьбе с продажей поддельных полисов.