Торговцы ювелирными изделиями один за другим уходят с рынка. В Петербурге банкротятся такие крупные игроки, как "Адамас", "Яшма", ювелирный завод "Альфа". В арбитражных судах России в настоящее время проходят процедуру банкротства более 30 игроков. Текущий год — один из самых тяжелых периодов для ювелирного рынка за всю новейшую историю России, утверждают эксперты.
Нехватка оборотных средств, сокращение объемов кредитования, падение потребительского спроса — все это отразилось на состоянии ювелирного рынка. Не устояли даже крупные игроки. Летом структуры холдинга "Адамас" получили банкротные иски от банка "Финансовая корпорация "Открытие". Они были поданы к ООО "Столичный ювелирный завод" (ювелирный завод "Адамас") и ООО "Адамас Ювелир". А уже 12 октября этот же банк подал иск о банкротстве к еще одной структуре "Адамаса" — ООО "Адамас-Ювелирторг". Компания "Фризо Трейдинг Инк" 15 октября подала иск о банкротстве к ООО "Ювелирный дом Яшма". С лета проходит процедуру банкротства ООО "Столичный ювелирный завод".
На днях, 27 октября, подан банкротный иск и к петербургскому производителю ООО "Ювелирный завод "Альфа". Истец — ПАО "Невский народный банк". Волна банкротств захватила ретейлеров, производителей и золотодобывающие компании в регионах. Среди них "Нюрбинский ювелирно-гранильный завод", ООО "Золотодобывающая компания "Алтайская корона", золотопромышленная компания "Золото Верхоянья", АО "Камчатское золото", ООО "Русское Золото", ОАО "Золото Якутии", ООО "Золото Сибири" и ряд других игроков. Кто из существующих игроков розничного и производственного рынка выживет, пока неизвестно, но очевидно, что расстановка сил на рынке может существенно измениться.
Стартапы в кризис
Участники розничного ювелирного рынка отмечают, что в кризис 2008-2009 годов падение объемов продаж тоже было сильным — 25-30%, но тогда спрос быстро восстановился.
Читайте также:
Банки
ФК "Открытие" банкротит ювелирную компанию "Адамас"
"Сейчас же каждый месяц становится все хуже и хуже. И где мы остановимся на этом пути вниз — неясно. А негативная динамика наблюдается уже с середины 2014 года с кратковременным периодом роста в конце прошлого года, связанного, как мы помним, с резкой девальвацией и скупкой населением всех возможных активов", — говорит генеральный директор федеральной сети "585" Алексей Феликсов, отмечая, что 2015 год — один из самых тяжелых периодов для ювелирного рынка, возможно, за всю новейшую историю.
Сокращение потребительского спроса заставило многих игроков пересматривать свои стратегии, замораживать программы развития, закрывать неэффективные и слабые магазины. На полках ювелирных сетей в ассортименте увеличилась доля серебра и бижутерии.
Однако, несмотря на сложную экономику, некоторые игроки запускают новые проекты. Так, накануне владельцы двух петербургских компаний — сети магазинов часов "Питертайм" и ювелирного завода "Санис" — объявили о запуске совместной сети магазинов ювелирных изделий Brosco Jewelry. Первый магазин площадью 88 м2 откроется в начале ноября на Невском проспекте. В планах компании — открытие пяти-шести магазинов до конца 2016 года, выход на рынок Москвы и регионов России, а в перспективе и на европейский рынок. Владельцев нового проекта кризис не пугает. "Кризис — это время возможностей. Мы смотрим в будущее с оптимизмом", — передала пресс-служба сети Brosco Jewelry позицию компании.
Предпринимательница Евгения Чиркова в 2014 году открыла в ТРК "Лондон Молл" мультибрендовый бутик MORE, в котором продаются дизайнерские украшения малоизвестных в России производителей. Причем за год магазин развился так, что смог позволить себе аренду в дорогом ТЦ и переехал в "Стокманн".
Однако федеральные игроки считают, что сейчас не время для стартапов. По словам Алексея Феликсова, 2016 год будет такой же тяжелый, как и нынешний. "Раньше 2017 года позитиву взяться неоткуда, по крайней мере на нашем рынке. И то в 2017 году — это если повезет", — считает топ-менеджер, подчеркивая, что производство и оптовая торговля в золотом эквиваленте раза в два сократились.
По данным Росстата, объем производства ювелирных изделий в России в 2014 году вырос на 10%, до 87,6 млрд рублей. При этом за первые 5 месяцев 2015 года он сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 5,5%, до 33,9 млрд рублей. По оценке ретейлеров, объем розничного ювелирного рынка в России составляет 250–300 млрд рублей.