Эксперты и следователи продолжают изучать обстоятельства крушения лайнера А321 над Синайским полуостровом. Дополнительные аргументы появляются у всех предположений. Однако к террористической версии в любом случае нужно отнестись как к реальной.
По-прежнему не дан еще ответ на вопрос, в результате теракта развалился в воздухе Airbus, перевозивший петербургских туристов с курортов, или же причиной стала авария. Постоянно появляющиеся новые мнения могут укрепить любую из точек зрения.
Аргументация в пользу теракта в основном заключается в идее "А что же еще?". Пассажирские самолеты крайне редко разламываются в воздухе. C A321 такого вообще еще не случалось. По статистике Международной ассоциации воздушного транспорта, среди всех инцидентов лишь около 10% происходит, когда самолет находится на маршруте — в основном они случаются на взлете или посадке. В данном случае самолет уже поднялся на высоту и перешел в режим автопилота, то есть начался самый безопасный период полета.
Среди обломков найдены некие посторонние фрагменты, сообщают СМИ, но что это — неизвестно. Фрагменты отправлены на экспертизу. Американская корпорация Stratfor выпустила статью, в которой склоняется к версии с бомбой внутри самолета — но лишь потому, что экспертам эта версия просто кажется наиболее реальной, если исходить из исправности самолета. Уровень безопасности в египетских аэропортах вообще и Шарм-эль-Шейхе в особенности оставляет желать много лучшего, пишет Stratfor, там часто за взятки можно обойти досмотр. И если европейские или израильские перевозчики требуют дополнительных проверок, то россияне, как правило, не следуют этому примеру.
Но и версию технических неполадок не сбрасывают со счетов. По последним данным, частиц взрывчатых веществ на обломках не обнаружено. Известно, что этот конкретный самолет однажды при посадке ударился хвостом при посадке. Это было в Каире, еще в 2001 году, но, как замечают эксперты, иногда такие повреждения приводят к трагическим последствиям через много лет. Например, в 2002 году у Boeing 747 компании China airlines отвалился хвост на месте ремонта, сделанного 22 годами раньше. Нужно будет разобраться, насколько качественно был сделан ремонт. Руководители "Когалымавиа" утверждают, что самолет ремонтировался во Франции, в Тулузе, силами собственно корпорации Airbus. Если все было сделано как следует, то ремонт не должен представлять проблемы.
Не исключают и того, что экипаж не справился с ручным режимом управления, если, к примеру, вышел из строя какой-нибудь датчик и бортовой компьютер отключил автопилот. Такие случаи тоже бывали. Авиационные катастрофы вообще редко повторяются: разнообразных случаев столько, что, как правило, найти аналог можно практически для любой версии.
В расследовании катастрофы заинтересованы все: и Египет, и Россия, и "Когалымавиа", и Airbus. Вряд ли удастся скрыть истинные причины происшествия, даже если у кого-то и будет такое желание. После полной расшифровки черных ящиков картина происшедшего будет установлена.
Но что бы в итоге ни оказалось — не помешало бы принять во внимание все версии, как если бы все они были реальными. То есть после установления конкретных причин заниматься будут, скорее всего, борьбой именно с ними. Если окажется, что это был неудачный ремонт, то и Airbus, и авиаперевозчики начнут ужесточать правила ремонта и контроля, изменять, может быть, какие-то технологии и т. д. У чиновников, может, и отляжет от сердца, но вопрос безопасности в аэропорту в Шарм-эль-Шейхе от этого не исчезнет. Ведь если там так обстоят дела, как пишут, то сегодня бомбу не подложили, а завтра подложат. Если уж мы узнали, что это в принципе возможно (но все еще не знаем, как долго на свободное отношение к досмотру самолетов смотрят сквозь пальцы) меры необходимы в любом случае. Сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверяет, что не нужно связывать крушение лайнера и операцию в Сирии, но даст ли он гарантию на будущее? Лучше бы Дмитрий Песков рассказал о том, что в Кремле, начиная сирийскую кампанию, учитывали подобные риски и что-то предприняли на этот счет.