Бизнесмены по–прежнему пассивно относятся к возможности обжаловать разъяснения фискальных органов. Хотя юристы убеждены, что так можно предупреждать риски и налоговые споры.
Действующее законодательство допускает оспаривание в Верховном суде (ВС) России исключительно нормативных правовых актов, зарегистрированных и опубликованных в установленном порядке. Однако нередко компании сталкиваются с различными ведомственными инструкциями, указаниями и разъяснениями: формально они не являются нормативными, но на практике чиновники расценивают их даже выше, чем закон.
Наш дом — "Газпром"
Один из таких конфликтов разгорелся вокруг письма ФНС России, в котором руководство фискального ведомства излагало свое видение вопроса учета потерь по расчету налога на добычу полезных ископаемых.
Юристы ОАО "
Газпром нефть
" сочли его незаконным, но судебные инстанции отказались рассматривать этот вопрос: мол, письмо носило лишь рекомендательный характер. Но исполнение такого разъяснения привело к многочисленным спорам: руководствуясь им, инспекции на местах доначисляли налоги и штрафы, которые затем в большинстве своем отменялись в суде.
"Газпром нефть" обратилась в Конституционный суд (КС), который рассмотрел вопрос о возможности оспаривания самих разъяснений, ведь де–факто они являются обязательными (содержат "нормативное толкование"). Если бы письмо ФНС было сразу признано недействительным, конфликтов удалось бы избежать, сняв бессмысленную нагрузку как с участников рынка, так и с налоговых органов и арбитражей.
В принятом в марте 2015 года постановлении КС пришел к выводу, что заинтересованные лица вправе обжаловать обязательные для самих налоговых органов разъяснения, даже если они не соответствуют предъявляемым к нормативным правовым актам формальным требованиям.
"В письмах и разъяснениях налоговые органы дают толкования, которые теоретически могут противоречить или расширительно толковать нормы Налогового кодекса РФ. Ранее возражать против них можно было только в конкретном споре, когда уже доначислены налоги и штрафы, — комментирует решение КС советник "Юсланд" Ксения Гордеева. — Теперь несогласный с такими разъяснениями налогоплательщик вправе оспорить их в суде, не дожидаясь неблагоприятных последствий. Независимо от решения суда это даст положительный эффект, так в итоге сформируется определенное толкование налоговой нормы".
Операция "Провокация"
Подать заявление, именуемое теперь административным иском, против противоречивого разъяснения фискального ведомства и Минфина налогоплательщики теперь вправе в ВС РФ. Такой механизм позволяет предупредить налоговые споры. Ведь послать запрос может любое заинтересованное лицо, и налоговики обязаны в месячный срок предоставить на него мотивированный письменный ответ. Если этот ответ окажется в пользу компании, в спорной ситуации он защитит от штрафных санкций (это прямо прописано в Налоговом кодексе РФ). А ущемляющий интересы бизнеса ответ ФНС можно обжаловать в суде.
Вместе с тем нет четкого понимания, какие разъяснения являются "квазинормативными", то есть должны оцениваться судом. Ведь чаще всего в своих разъяснениях налоговики и чиновники финансового ведомства делают оговорку, что их письма не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и носят информационно–разъяснительный характер.
Большая перспектива
В самой "Газпром нефти" отмечают, что за полгода с принятия постановления КС зафиксировано всего несколько случаев оспаривания писем ФНС. "Опасения, что ВС РФ захлебнется под волной таких заявлений, не оправдались", — констатируют юристы.
Крупные компании (с активами и оборотом более 3 млрд рублей), возможно, утратят интерес к таким способам выяснить отношения с ФНС: с этого года они вправе использовать режим налогового мониторинга, предусматривающий возможность получать разъяснения по конкретным ситуациям и проведение по ним специальной процедуры медиации с участием руководства ФНС. В то же время КС РФ счел возможным оспаривание "квазинормативных" актов не только налоговиков, а любых органов власти. Такие поправки в действующий с 15 сентября 2015 года Кодекс административного судопроизводства РФ уже внесены в Госдуму. Они предусматривают, что на федеральном уровне такие споры в 3–месячный срок будут рассматриваться ВС РФ, на региональном — в течение 2 месяцев судами областного уровня.