В каких секторах промышленности ожидается рост спроса

Автор фото: Ковалев Петр

Редактор "ДП" Александр Сологуб - о том, в каких секторах промышленности ожидается рост спроса.

Впервые за последние 11 месяцев социологи, измеряющие настроения руководителей и собственников отечественных промпредприятий, зафиксировали положительную динамику. Индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемый Росстатом на основе опросов 4 тыс. респондентов, по итогам октября улучшился на 1 п. п. Позитивную динамику зафиксировали и негосударственные исследователи: рассчитываемый международной исследовательской компанией Markit Economics индекс деловой активности PMI вырос в октябре с 49,1 до 50,2 пункта (значение выше 50 означает позитивное настроение, ожидание роста, ниже — спад).
Конечно, улучшение настроений промышленников не может не радовать, однако пока нет уверенности, что рост индикаторов продлится долго. Увеличение PMI стало самым мощным с ноября 2014 года, отмечают исследователи, но деловая активность растет за счет внутреннего спроса, тогда как экспорт сокращается. А спрос внутри страны сегодня растет прежде всего на продовольствие — и то не на все: например, производители алкоголя и табака продолжают терять потребителей. Зато производители, например, сыров размножаются как плесень, стараясь занять ниши, оставленные иностранцами. Такая же ситуация в животноводстве и растениеводстве.
Вместе с некоторыми пищевиками радуются жизни руководители оборонно–промышленных предприятий, обеспеченные долгосрочными заказами. Оборонщикам портят настроение разве что поправки в федеральный закон о гособоронзаказе, которые обязывают промышленников проводить все расчеты с поставщиками по каждому военному контракту только через уполномоченные банки. В общем, как они уверяют, новая схема плохо приспособлена к реальной жизни, но оптимизм им внушает тот факт, что правительство не игнорирует замечания бизнесменов, а пытается усовершенствовать новую схему расчетов по военным контрактам.
Остальные промышленники пока не увидели света в конце тоннеля. Производители товаров длительного пользования, например мебельщики, не видят никаких признаков возобновления роста продаж: люди не только меньше покупают, но даже меньше ходят в магазины. О том же говорят производители стройматериалов, крупной бытовой техники. Они связывают динамику спроса на свою продукцию со спросом на жилье. Интерес к недвижимости сегодня, конечно, выше, чем в начале 2009 года (тогда спрос на квартиры в новостройках исчез мгновенно, жилье не покупалось практически до марта), однако сегодня ситуация несколько иная: продажи идут, но очень вяло, и их количество от месяца к месяцу медленно сокращается.
Автопроизводителям тоже нечем похвастаться. Более того, они готовятся к ухудшению ситуации: еще большему падению спроса, увеличению простоев. Поэтому автозаводы строят планы по избавлению от лишнего персонала, чтобы сократить издержки. Ведь, несмотря на отсутствие работы, сотрудникам надо платить 60% оклада. Если ситуация не изменится к лучшему, то по весне Nissan намерен сократить около 500 сотрудников — почти 25% персонала петербургского завода. Массовых сокращений ожидают и на всеволожском заводе Ford.
В общем, радоваться рано.