Россияне признались социологам, что готовы продавать свой голос на выборах. Таких набралась почти четверть, большинство остановилось на 5 тыс. рублей. В соседней Украине тем временем с подкупом избирателей борются настолько беспощадно, что приняли закон, на всякий случай позволяющий сажать практически всех кандидатов и избирателей.
С некоторым удивлением СМИ и блогеры восприняли результаты опроса "Левада-центра", которые показали, что почти 23% россиян в общем и целом готовы продать свой голос на выборах в Госдуму. Причем 11% респондентов (опрошено 1,6 тыс. человек в 46 регионах) остановились на 5 тыс. рублей, 6% считают, что цена должна быть выше, а остальные согласны и на меньшую сумму. 1% опрошенных готовы отдать свой голос за кого угодно всего за 100 рублей.
Ни за какую сумму не продадут свой голос 61% респондентов, 18% затруднились ответить (то есть по сути тоже готовы согласиться, просто им надо подумать). Раньше вот таких вопросов социологи не задавали. Видимо, это намек. Если по 5 тыс. за голос, то для прохождения пятипроцентного барьера нужно потратить около 28 млрд рублей. В стране есть люди, способные это себе позволить.
Может показаться, что избиратели алчны и беспринципны. На самом деле подкуп избирателей имеет место уже давно. Он носит как прямой характер, так и косвенный, когда кандидаты раздают жителям всяческие подарки. Обычай этот, некогда повсеместный, в наши дни стал не таким явным, но помирать не собирается. К подкупу избирателей стоит отнести не только раздачу комплектов постельного белья и консервов, но и разнообразные лотереи в день выборов, предложения поучаствовать в "каруселях" и многое другое. Строго говоря, обещание лишнего выходного или премии за участие в досрочном голосовании — это тоже подкуп.
А укоренившиеся традиции принято со временем легитимизировать. В конце концов, если бюджетникам все равно выдают списки с фамилиями "правильных" кандидатов и настоятельно просят сфотографировать заполненный бюллетень, пусть люди хотя бы получат за это компенсацию. Можно создать даже биржи, где голоса будут торговаться подобно акциям. На муниципальных выборах их стоимость будет падать, а на думских — расти.
Даже оппозиционный депутат Госдумы Дмитрий Гудков выдвинул идею скупать голоса официально. Только делать это должно государство: "Пусть избиратель, который хочет продать свой голос, приходит на участок и продает его. Член комиссии под роспись выдаст человеку оговоренную купюру и "погасит" его бюллетень. Проголосовать на этих выборах будет уже нельзя", — пишет он.
То есть Дмитрий Гудков полагает, что государству стоит платить гражданам за то, чтобы они ни за кого не голосовали. По его мнению, это приведет к появлению честных, ответственных избирателей. Потому что безответственные свои голоса продадут. Хотя, скорее всего, расходы бюджета в таком случае окажутся непомерно большими.
Между тем борьба с подкупом избирателей куда более широко разворачивается в соседней Украине. Там она приняла просто-таки беспощадный характер. В октябре там приняли закон, согласно которому уголовным преступлением объявляется не только подкуп избирателя, но и принятие подкупа. Если подкупающему будет светить до 3 лет лишения свободы, то гражданину, согласившемуся получить "неправомерную выгоду" за действия, связанные с голосованием, — до 2 лет. Независимо от фактического волеизъявления избирателя и результатов голосования.
То есть, другими словами, преступником будет не только кандидат, который, например, раздавал пенсионерам гречку, но и пенсионеры, которые эту гречку взяли. Гражданину может быть непросто доказать, что продукты, которые он несет в пакете, он купил в магазине, а не получил только что от недобросовестного кандидата в депутаты. Если, конечно, он не сохранил чек.
Во-вторых, под подкупом понимается не только получение выгоды, но и "принятие предложения и обещания" такой выгоды. И даже не только для себя, но и для "третьего лица". То есть вообще кого угодно. Чтобы сделать человека преступником, достаточно по телевизору пообещать, скажем, повысить зарплаты учителям. И если человек не успел заткнуть уши, пусть пеняет на себя и попробует доказать, что он проголосовал по велению сердца, а не поддавшись на обещания.
Неправомерной выгодой в украинском законе предлагается считать средства, имущество или услуги дороже 3% минимальной зарплаты. На сегодняшний момент 3% — это чуть больше 40 гривен, или примерно 110 рублей. За 100 рублей украинского избирателя подкупать не возбраняется, и, видимо, предполагается, что это реально. В России готовых продать голос за такие деньги все-таки, напомним, всего 1%. Хотя, с другой стороны, в законе не сказано, сколько раз можно давать по 40 гривен.
К неправомерной выгоде относятся также и "преимущества" и льготы, что открывает еще более широкие возможности для борьбы с подкупом. Например, присоединение Украины к Евросоюзу, очевидно, является преимуществом, которое уж явно принесет выгоды больше чем на 100 рублей. Тех, кто это на выборах пообещал, и тех, кто за это проголосовал, теоретически можно будет сажать. При таких условиях лучше, конечно, вообще воздержаться от похода на выборы. И Киев добивается этого, в отличие от идеи депутата Дмитрия Гудкова, заметим, совершенно бесплатно.