"Ингосстрах" призывает родственников пассажиров, погибших в Египте, не обращаться к помощи многочисленных юристов, предлагающих помощь в получении страхового возмещения. Страховая компания советует пострадавшим все вопросы решать напрямую со страховщиком в его офисе и обещает выплатить 100 тыс. рублей за каждого пассажира на неотложные расходы по упрощенной процедуре. Предложением уже воспользовались родственники 73 погибших пассажиров.
В пятницу 6 ноября пресс-служба СПАО "Ингосстрах" распространила официальное обращение к родственникам пассажиров разбившегося в Египте самолета А321 авиакомпании "Когалымавиа".
"СПАО "Ингосстрах" предупреждает об участившихся в последние дни случаях неэтичного поведения некоторых лиц, вводящих в волнение и заблуждение родственников жертв крупнейшей в истории отечественной авиации катастрофы. В Интернете, в социальных сетях появилось множество объявлений от имени разного рода "юристов", которые предлагают помощь в оформлении документов и получении страхового возмещения родственникам пассажиров, погибших в результате крушения самолета авиакомпании "Когалымавиа" в Египте, и осмеливаются самым бесцеремонным и безграмотным образом публично комментировать договор между "Ингосстрахом" и авиаперевозчиком, который в силу тайны страхования не может быть доступен им в принципе, — написали в обращении пиарщики страховщика. — Все процессы по урегулированию данного страхового случая компания "Ингосстрах" проводит в строгом соответствии с текущим законодательством. Мы призываем обращаться за выплатами и консультациями только непосредственно в страховую компанию".
Также страховщик напомнил о принятом решении о выплате в ускоренном и упрощенном порядке авансов в размере 100 тыс. рублей за каждого пассажира на неотложные расходы. Для оформления авансового платежа требуется заявление с указанием формы выплаты, паспорт и документ, подтверждающий родство с погибшим пассажиром. Уже поступило 139 заявлений на оформление страховых выплат, из них предложением о выдаче аванса воспользовались лишь 73 заявителя (авансы выданы на 7,3 млн рублей). Максимальная сумма страховой выплаты за каждого пассажира А321 составляет 2,048 млн рублей, заявил PR-директор "Ингосстраха" Карен Асоян.
Петербургские юристы в ответ совершенно бесплатно рекомендуют родственникам соблюдать правовую осторожность в общении со страховщиком.
"Основное правило простое: предъявляя страховщику требование о возмещении вреда, необходимо взять у него копию этого требования с отметкой о его получении, где должны быть указаны дата и время поступления требования, подпись, фамилия, должность лица, принявшего это требование, — советует партнер Pen&Paper Мария Николаева. — Кроме того, нужно получить от страховщика заверенную копию правил страхования, по которым был заключен договор. Ну и прочитать правила на месте, перед тем как подать требование. Что же касается разного рода странных предупреждений от страховых компаний родственникам погибших людей, то стоит напомнить уважаемым страховщикам, что их задача не препятствовать адвокатам исполнять возложенную на них конституционную обязанность по предоставлению гражданам квалифицированной юридической помощи и помогать восстанавливать их нарушенные конституционные права. Самим же гражданам хочется порекомендовать, особенно после получения подобных писем, абсолютно точно прибегнуть к помощи юристов при общении с представителями страховых компаний. Так будет и надежнее, и результативнее".
"Основная рекомендация — не подписывать документов, ограничивающих ответственность страховщика каким-либо образом, — советует управляющий партнер "Думлер и партнеры" Виктор Думлер. — Ничего не имею против "Ингосстраха", но вдруг выплата этих 100 тыс. рублей может быть хитро увязана с размером ответственности в будущем?"
"А что это за такой секретный договор между страховщиком и авиаперевозчиком, что даже комментарии в его адрес называют "бесцеремонными"? — удивляется адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов Ирина Иванова. — Даже перед полетом, перед покупкой билета каждый пассажир имеет право ознакомиться с документами, подтверждающими, что его жизнь, которую он доверяет авиакомпании, застрахована, и на какую сумму. Не говоря уже о том, что все отношения перевозчика и страховщика, касающиеся конкретного рейса, в случае катастрофы должны быть публичными".
Что касается предложения 100 тыс. рублей сразу, то оно, по словам адвоката, разумно, но недостаточно: "В случае ДТП со смертельным исходом, даже когда я защищаю водителя, я ему сразу говорю: труп под твоими колесами? Оплати похороны, даже если ты не виноват. Это сразу снизит моральный урон потерпевших. В этом смысле предложение 100 тыс. сразу — разумно. Но, честно говоря, маловато. Этого не хватит даже на очень скромные похороны. Более-менее приличное место на кладбище, за которое обычно платят налом, стоит дороже. А бесплатно — это грязь месить в самом дальнем углу".
"На рынке действительно существует когорта юристов, которые не прочь заработать на сложных жизненных ситуациях людей, — согласен с предостережением страховщика Сергей Федоров, советник Borenius. — Поэтому бежать к таким юристам по любому поводу общения со страховой компанией я бы не стал. Должна присутствовать разумность в любом деле. Я бы порекомендовал придерживаться общих разумных моделей поведения, как то: при посещении офиса "Ингосстраха" внимательно читать любые подписываемые документы; если что-то в них непонятно, просить сотрудников страховой компании разъяснить их; не подписывать отказов от прав и требований, если их содержание на 100% не ясно и неприемлемо для подписывающего; оформлять любые документы, подтверждающие получение чего-либо (денежных сумм, документов и т. д.), только после получения этого.
Вот если при реализации данных рекомендаций у человека возникнут сомнения, можно подумать об обращении к юристу, предварительно взвесив цену вопроса и цену услуг юриста. Что касается договора между компанией "Ингосстрах" и авиаперевозчиком, можно порекомендовать при первом визите ничего не оформлять, а попросить ознакомить с содержанием договора и при необходимости обсудить его с юристом. Ведь на получателе денежных средств, кроме прав на возмещение, лежат и определенные обязанности, соблюдение которых требуется для получения страхового возмещения, а для этого требуется знать условия договора. Более того, если говорить об обязательном страховании ответственности перевозчика, большинство условий договора страхования содержатся не в подписываемом сторонами договоре, а в правилах страхования, на которые делается ссылка в подписываемом договоре. Правила обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика страховой компании "Ингосстрах" находятся в свободном доступе на сайте страховой компании".