Сможет ли лоукостер "Победа" избежать грустной судьбы "Скай Экспресса" и "Авиановы"

Автор фото: Алексей Копаев/ТАСС

С 19 декабря "Победа", "дочка "Аэрофлота", начнет первые зарубежные рейсы. "ДП" разбирался, сможет ли авиакомпания избежать ошибок предшественников, тем более сейчас, когда рынок пассажирских перевозок оказался в глубоком пике.

Авиаперевозчик "Победа", низкобюджетная дочка авиакомпании "Аэрофлот", существует чуть более года, но за это время компания успела, минуя необходимость двухлетнего налета, получить допуск на международные перелеты и войти в десятку крупнейших авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров. Уже с 19 декабря авиакомпания начнет осуществлять первые полеты по зарубежным направлениям, в Вену и Братиславу.
Несмотря на то что сейчас не самое простое для авиаперевозчиков время и с рынка уходят даже крупные игроки, такие как "Трансаэро", у компании есть основания для оптимизма.
Появившаяся в сентябре прошлого года "Победа", по сути, стала реинкарнацией "Добролета", который прекратил деятельность августе 2014 года из-за наложенных на него за полеты в Крым санкций. Компания базируется в московском аэропорту Внуково и на данный момент является единственным российским лоукостером.
Количество перевезенных пассажиров (по данным Росавиации)
Источник: favt.ru
В мире сейчас насчитывается более ста бюджетных перевозчиков. А примерами успешных европейских лоукостеров считаются британский Easy Jet и ирландский Ryanair. Чистая прибыль последнего за год, по данным мартовского отчета компании, составила 863 млн евро.
О том, что в России появился свой Ryanair, который будет за копейки перевозить пассажиров по всему миру, говорить пока рано. Особенно если учесть тот факт, что отечественные лоукостеры уже трижды не смогли прижиться в российской действительности.
С другой стороны, с тех пор как рынок авиаперевозок покинули первые российские бюджетные перевозчики ("Авианова" и Sky Express), произошли изменения в конкурентной среде, а в авиационное законодательство был внесен ряд поправок. "Победа" также могла учесть ошибки предшественников. К тому же из-за ухода "Трансаэро" и ряда иностранных авиакомпаний тарифы на ряд авиабилетов повысились, спровоцировав дополнительную потребность в дешевых перелетах.

Трое долетавшихся

Первый российский лоукостер Sky Express был учрежден в 2006 году Борисом и Александром Абрамовичами. С 2007 года компания осуществляла авиасообщение между московским Внуково и 10 российскими городами (Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Мурманск, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сочи, Тюмень, Челябинск). В 2008 году авиакомпания достигла максимального объема перевозок — 1,04 млн пассажиров и вошла в пятерку крупнейших российских авиакомпаний.
А всего год спустя компания Sky Express начала испытывать финансовые трудности, и контрольный пакет акций приобрел совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев. Позже он предложил его правительству Москвы за символическую цену — 1 рубль (по некоторым данным чуть дороже, за $1). Так и не получив запрошенной информации о финансовом состоянии компании, власти отказались от сделки. В 2010 году был подписан договор об интеграции с "Авиационными линиями Кубани". Самолеты Sky Express были переведены в парк "Кубани", туда же перешла на работу существенная часть персонала. В 2012 году авиакомпания "Кубань" также прекратила существование.
Второй российский бюджетный авиаперевозчик "Авианова" прожил еще меньше — всего 2 года. С 2009 года авиакомпания осуществляла полеты в европейской части России. А также в Минск, Симферополь и Харьков. Позже Росавиация разрешила "Авианове" осуществлять чартерные рейсы из Москвы в Ханью, Пулу, Дубровник, Задар и Тиват. Правда, разрешение очень быстро было отозвано после того, как в ходе внеплановой проверки выяснилось, что авиакомпания задерживает и отменяет рейсы. В октябре 2011-го "Авианова" в связи со сложным финансовым положением остановила продажу билетов и прекратила полеты.
Но самая короткая история ждала третий российский лоукостер с историческим и странным называнием "Добролет". До 1932-го так называлась компания, впоследствии ставшая "Аэрофлотом". А в 2013 году "Аэрофлот" решил назвать так свое дочернее предприятие, компанию-лоукостер "Добролет". Авиакомпания начала коммерческую деятельность в июне 2014 года. В связи с полетами в Симферополь в конце июля на нее наложили санкции, которые лишили компанию возможности страховать свои риски. А основной проблемой, как сообщали СМИ, стал отказ ирландской SMBC Aviation Capital выполнять договор лизинга на Boeing 737-800NG, которые должны были стать основой парка лоукостера. 4 августа 2014 года "Добролет" прекратил свою деятельность.

Правила клуба лоукостеров

В том, что попытки российских авиакомпаний, равнявшихся на европейских коллег, не увенчались успехом, нет ничего удивительного. Здесь сказались и ошибки, которые совершили сами компании, и особенности российской действительности.
Первое правило существования лоукостеров — это экономия, экономия буквально на всем, кроме безопасности. Суть бюджетных авиалиний заключается в том, чтобы предоставить минимум услуг, включенных в стоимость билета. За все остальное клиенту придется заплатить отдельно. Понимание этого факта российским лоукостерам давалось с трудом, за что им и пришлось заплатить приостановкой деятельности.
Основной фактор при выборе авиакомпании (опрос IATA)
Источник: iata.org
Впрочем, чрезмерное желание сэкономить тоже может обернуться против компании, желающей занять место в сегменте бюджетных перевозок. Оснащение парка более дешевыми, уже побывавшими в эксплуатации на протяжении 10-15 лет самолетами приведет к тому, что им впоследствии придется существенно увеличить расходы на поддержание бортов в пригодном для полетов состоянии. Такую дорогостоящую ошибку в свое время совершила "Авианова". Надо отметить, что это особенно критично для авиакомпаний-лоукостеров, чьи самолеты почти все время находятся в воздухе и, соответственно, изнашиваются быстрее.
Также стоит принять и тот факт, что до недавнего времени роль лоукостеров в России частично выполняли чартерные рейсы. Когда туроператоры не могли заполнить самолет, они отдавали билеты по минимальным ценам в 30-100 евро. Также туристы за счет дешевых билетов могли сэкономить на турпакете. То есть потребность в дешевых путешествиях чартеры так или иначе удовлетворяли. А с учетом того что рейсы осуществляли обычные авиакомпании, не требовавшие от пассажиров ничего сверхъестественного (например, заплатить за багаж или за регистрацию на рейс), отсутствие настоящих лоукостеров в принципе мало кого беспокоило.
Но главный фактор, обеспечивающий успех лоукостеров, — это, конечно, объемы перевозок. Easy Jet ежегодно перевозит более 60 млн человек, a Ryanair заявляет о готовности до конца года взять планку в 104 млн пассажиров. На этом фоне успехи российских перевозчиков выглядят достаточно сомнительно, они все вместе, по данным Росавиации, за период с января по сентябрь этого года перевезли 72,5 млн пассажиров.
Одной из статей доходов европейских лоукостеров являются дотации местных властей за доставку туристов в малопопулярные аэропорты. Да и сами аэропорты готовы предоставлять скидки на обслуживание. Поэтому, например, тот же Easy Jet садится не в Хитроу, а в малоизвестном Лутоне. В России подобной практики пока нет.
Введение невозвратных тарифов — еще один фактор, позволяющий лоукостерам заработать. В России на момент, когда "Авианова" и Sky Express осуществляли свою деятельность, не было законодательной базы, предоставляющей авиаперевозчиков право вводить невозвратные тарифы.

Работа над ошибками

С тех пор как последний российский лоукостер, не являвшийся  дочкой "Аэрофлота", навсегда покинул рынок, многое изменилось. Прежде всего законодательство. В апреле 2014 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", который предоставил авиакомпаниям право вводить невозвратные тарифы.
Да и сама "Победа", судя по всему, учла ошибки своих предшественников и прежде всего снабдила парк новыми самолетами. На данный момент, по данным из открытых источников, в парке компании 12 самолетов Boeing 737-800, выпущенных не ранее 2014 года. В начали ноября Межгосударственный авиационный комитет отозвал сертификат на использование именно Boeing 737. Представители "Победы" тогда заявили, что компания все равно продолжит выполнять полеты, поскольку самолеты летают на основании сертификата Бермудских островов. Позже МАК отменил свое решение.
Процент занятости пассажирских кресел в самолетах российских авиакомпаний (по данным Росавиации), %
Источник: favt.ru
Урок вселенской экономии "Победа" тоже, судя по всему, усвоила, поэтому пассажирам авиакомпании разрешается взять с собой лишь 10 кг багажа, а в салон и вовсе можно пронести только что-то одно на выбор: или портфель, или дамскую сумочку, или букет цветов. За все остальное придется доплатить. Ради снижения расходов компания отказалась от кресел с откидывающимися спинками. Также пассажирам придется потратиться на звонок в службу поддержки. Причем раздел "часто задаваемые вопросы" на сайте авиакомпании через строчку направляет клиентов именно туда, а потом поясняет, что звонок обойдется в 50-60 рублей (в зависимости от региона).
Как и подобает истиному лоукостеру, компания уже не раз объявляла различные акции, продавая билеты то по 1 рублю, то по 999 рублей. В августе этого года, после жалобы жителя Челябинской области, не нашедшего на сайте компании билетов по обещанной стоимости 999 рублей, ФАС оштрафовала "Победу" на 100 тыс. рублей за нарушение закона о рекламе.
Одна из проблем, с которой придется в той или иной мере столкнуться "Победе", - это неготовность потребителей адекватно отнестись к специфическому формату лоукостеров. Потребность в дешевых перевозках безусловно существует, но насколько российский путешественник готов принять тот факт, что ради экономии придется пожертвовать собственным комфортом — пока вопрос открытый.
Вадим Касьянов, директор по развитию компании "Питертур", объясняет, что формат бюджетных перевозчиков пока знаком не всем. Те, кто уже летал дешевыми рейсами из Лаппенранты и Хельсинки, вряд ли чему-то удивятся. Для пассажиров, которые впервые воспользуются услугами бюджетных перевозчиков, сюрпризом, и скорее всего неприятным, станет багажная политика, которая допускает провоз непривычно малых норм багажа.
На руку "Победе" может также сыграть и уход одного из крупнейших перевозчиков авиакомпании "Трансаэро". За счет ухода перевозчика и из-за сложной ситуации в туристической отрасли объем чартерных перевозок также сократился. Туроператоры после событий 2014 года стали осмотрительнее и отказались от огромного количества чартерных рейсов и, соответственно, перестали продавать билеты по бросовым ценам.
"Изменение конкурентной среды, в частности уход с рынка авиакомпании "Трансаэро", может быть расценено как положительный фактор для успешного развития "Победы". Но пока об этом говорить рано, все-таки "Победа" — это на данный момент стартап, и пока сложно оценить даже тот факт, насколько хорошо компания справляется с перевозками хотя бы внутри страны", — гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.