Заместитель председателя правления УК "Арсагера" Алексей Астапов - о том, почему в России ущемляют права миноритариев.
С защитой прав акционеров дела в России обстоят не лучшим образом, чему недавно появилось очередное подтверждение. В конце октября правоохранительные органы задержали Станислава Голотвина, который, по его версии, пытался защищать свои права как миноритарный акционер ОАО "Ангарскцемент", выявляя схемы по выводу из него денежных потоков и добиваясь выкупа своих акций по справедливой цене. Однако эти действия были квалифицированы следователями как вымогательство и послужили поводом для возбуждения уголовного дела. По словам адвоката Голотвина, последнему грозит от 7 до 15 лет лишения свободы.
Мы в УК "Арсагера" ведем ряд дел по защите прав акционеров и хорошо знаем ситуацию. Занижение цены выкупа акций по оферте — типовое нарушение в современной России. Компании или крупные акционеры используют административное или экономическое влияние на суд для получения нужных им решений.
Лица, защищающие права акционеров, часто получают обвинения в "гринмейле" — это обычный прием недобросовестных мажоритариев с целью обелить себя в глазах общественности. "Гринмейл" (англ. Greenmail) — это корпоративный шантаж с целью принудить компанию выкупить ее акции по ценам, значительно превышающим рыночный курс. В развитых странах рыночная цена может считаться справедливой или близкой к ней. Да, там могут быть ситуации, когда рыночная цена существенно выше справедливой, например балансовой, но наоборот — практически никогда. В России рыночные цены нередко бывают существенно (в разы, а то и на порядки) ниже справедливых.
Рынок акций — это возможность для всех желающих получить выгоду от роста стоимости того или иного бизнеса. В развитых странах акции составляют основу благосостояния 40–60% населения, так как именно они в долгосрочной перспективе обеспечивают рост стоимости, превосходящий темпы инфляции. Благодаря рынку акций происходит развитие экономики и повышение уровня жизни. В развитых странах на сознательном и подсознательном уровне всем понятно, что нарушение прав акционеров разрушительно как для привлечения капитала для развития бизнеса, так и для нормального функционирования уже имеющегося бизнеса.
В России при нарушении прав акционеров можно услышать возмутительные по своей недальновидности комментарии из разряда: либо "вообще незачем россиянам покупать акции", либо о том, что у акционера есть одно право — "проголосовать ногами" (продать акции, обычно по бросовым ценам).
И то и другое неправильно. Население должно владеть акциями российских компаний, акционеры должны защищать свои права, а государство должно им в этом помогать.
Защита прав миноритариев — это вопрос национальной безопасности, а компании или крупные акционеры, нарушающие права миноритариев, действуют против граждан России. Суды и регулирующие органы должны трактовать любое сомнение в пользу миноритарных акционеров, так же как сейчас суды, как правило, встают на сторону работников и беременных женщин в трудовых спорах с работодателями.