Аудиторы Контрольно-счетной палаты считают, что комитет по инвестициям впустую потратил 300 млн бюджетных рублей и так и не привлек на них инвесторов. Проверка проходит на фоне аппаратной борьбы и обострения отношений между Смольным и ЗС.
Комитет по инвестициям тратит сотни миллионов из бюджета Петербурга на инвестпроекты, которые в итоге не воплощаются в реальность, — к такому выводу пришли аудиторы Контрольно-счетной палаты (КСП) по итогам проверки работы комитета за 3 года, с 2012 по 2014 год. Эффективность работы комитета в 2015 году аудиторам еще предстоит проверить. Впрочем, плановая проверка на этот год пока не назначена.
В комитете не согласны с выводами и считают, что в КСП просто плохо разобрались в вопросе.
Интересно, что проверка КСП началась на фоне аппаратной борьбы как внутри комитета по инвестициям, так и между Смольным и Законодательным собранием. Об этом рассказывают источники dp.ru в Смольном, близкие к главе комитета Ирине Бабюк. В частности, летом пост ее заместителя вместо Светланы Коган получил Дмитрий Синкин. Он считается креатурой Ирины Бабюк.
Давно не проверяли
Официально проверка была плановой, поскольку последний аудит проводился в 2011 году.
Но так совпало, что тщательно проверять комитет стали в начале 2015 года, на фоне аппаратной борьбы внутри комитета. По данным dp.ru, именно подчиненные Ирины Бабюк подсказали КСП, где и что стоит поискать. Спустя некоторое время в комитете произошли перестановки и у Ирины Бабюк появился новый заместитель, Дмитрий Синкин. По ее словам, требовался человек, хорошо знакомый со спецификой работы в строительной отрасли, а Светлана Коган этим направлением заниматься не хотела и завершила все свои проекты. Источники в Смольном поясняют: куда более важным для Ирины Бабюк было привлечь новое доверенное лицо, что она и сделала.
Помимо этого, аппаратная борьба идет и между Смольным и Законодательным собранием, а именно — между губернатором Георгием Полтавченко и спикером Вячеславом Макаровым (подробнее можно прочитать по этой ссылке). При этом комитет по инвестициям входит в структуру Смольного, его работу курирует вице-губернатор Игорь Албин. А КСП формально никому не подчиняется. Но фактически когда-то КСП была создана по инициативе депутатов Законодательного собрания, чтобы контролировать местных чиновников. И сейчас офис палаты располагается в соседнем с Мариинским дворцом здании, совсем рядом с городским парламентом.
Так что, если губернатор и спикер в ближайшее время не помирятся, КСП может стать главным оружием ЗС в этой борьбе.
Частные инвестиции за бюджетные деньги
Аудиторы указывают на то, что инвестпроекты комитета больше похожи на субсидирование, а не на привлечение денег в экономику региона. А из-за хаотичного планирования в должниках в итоге оказывается сам Смольный — перед инвесторами. Как известно, расходы на нереализованную стройку Орловского тоннеля могут составить 2 млрд рублей: 1,2 млрд рублей — возврат денег в инвестиционный фонд РФ и 800 млн рублей — компенсация концессионеру ООО "НКК".
Такая же история может случиться и с множеством других инвестпроектов, указывают аудиторы КСП. "Ни за одним из государственных органов исполнительной власти Петербурга не закреплены полномочия по учету финансовых обязательств Петербурга по уже действующим инвестиционным соглашениям. Принятие новых финансовых обязательств по инвестсоглашениям может привести к неблагоприятным последствиям для экономики Петербурга", — говорится в отчете Контрольно-счетной палаты.
Удивил аудиторов и внушительный список инвестпроектов, на подготовку которых тратили бюджетные деньги, но до ума так и не довели. Среди них преобразование Апраксина Двора (планировалось с 2007 года), преобразование территории острова Новая Голландия (планировалось с 2010 года), запуск аэроэкспресса в "Пулково" (с 2010 года), создание нового зоопарка (с 2010 года), открытие завода по переработке твердых бытовых отходов в Янино (с 2009 года).
В случае с Янино аудиторы считают, что комитет допустил сразу несколько фатальных ошибок. Во-первых, чиновники подписали договор с инвестором еще в 2011 году, а потом более 3 лет не могли предоставить ему обещанный участок. В итоге еще почти 1 млн рублей потратили на содержание участка просто так. Во-вторых, в 2014 году губернатор Георгий Полтавченко подписал договор о намерениях с ООО "Левашово Мусоропереработка Проект" и "ВТБ Капитал ПиЭлСи", где также содержатся некие обещания инвесторам. Теоретически они могут предъявить требования, как это случилось с Орловским тоннелем. И, в-третьих, еще один список обязательств содержится в допсоглашении, а это опять же риски для бюджета.
В комитете по инвестициям считают, что в длительных сроках не виноваты, поскольку такова специфика этих проектов. "Каждый проект по схеме ГЧП уникален. Его параметры во время работы с инвестором постоянно корректируются. Это необходимо, чтобы оптимизировать бюджетные расходы", — прокомментировали в комитете.
Напроектировали
Нашлись и ошибки и неточности в проектах ГЧП, которые разрабатывали за счет бюджета. Никаких штрафов разработчики не платили. Например, недавно комитет объявил конкурс на строительство больницы в Курортном районе на условиях ГЧП. Кроме чиновников, конкурсную документацию разрабатывали филиал компании "ДЛА Пайпер Рус Лимитед" в Петербурге, ООО "Инженерное бюро "Хоссер" и ООО "Группа компаний "Хоссер" в рамках четырех госконтрактов, заключенных в 2013 и 2014 годах на общую сумму 73,5 млн рублей, а также привлеченные в 2013 году ООО "Качкин и Партнеры" и ООО "КД Сервис" за 185 тыс. рублей. "Суммы перечислены за весь объем работы. Выделить стоимость работ, выполненных с ошибками, невозможно", — заключили аудиторы.
Кроме того, из бюджета на инвестпроекты было потрачено более 250 млн рублей, которые в бухгалтерии обозначали как текущие расходы. То есть по отчетности получается, что эти деньги пошли не на проекты, а на что-то другое. Из-за этого стоимость инвестпроектов в будущем окажется ниже реальной, ведь в ней не будут учтены деньги, которые уже ушли на проекты из бюджета.
Так, только на проектирование аэроэкспресса потрачено 820 млн рублей из бюджета, а проект до сих пор не реализован. Инвестиции на этот проект из федерального бюджета выделять отказались.
Не пригодилось
Аудиторы подсчитали, что в собственности комитета находится в 7 раз больше недвижимости, чем им нужно. По документам эти ненужные помещения вообще никак не используются. При этом комитет и не отдает их городу. Расходы на оплату коммунальных услуг по неиспользованным помещениям составили 768 тыс. рублей. В комитете поясняют, что используют эти помещения для семинаров, и к тому же сообщали о своей готовности вернуть их городу (в ведение КГИОП или КИО).
Есть у аудиторов и большие вопросы к подведомственному комитету СПб ГБУ "Агентство стратегических инвестиций" (АСИ). Например, оно заключило таинственную сделку. АСИ отдало некоему физлицу нежилой дом 312,9 м2 на Пляжной ул., 15А, в Сестрорецке и землю 336 м2 под ним взамен на мансарду площадью 42 м2 в жилом доме на Стремянной ул., 4А, в Петербурге. Мансарду на Стремянной ул. комитет по инвестициям не использовал и в связи с этим отдал ее комитету по управлению городским имуществом (КУГИ), который, впрочем, тоже ее не использует по документам. Кто и зачем менялся, остается загадкой. На участке в Сестрорецке после обмена построили частный жилой коттедж. "КУГИ согласовал совершение сделки путем обмена. К тому же одним из учредителей СПб ГБУ "АСИ" является КУГИ", — комментируют в комитете по инвестициям.
Претензии
КСП к комитету по инвестициям связаны в основном с неэффективностью работы чиновников. Аудиторы ссылаются на низкие позиции Петербурга в рейтингах инвестпривлекательности. Так, в национальном рейтинге инвестклимата субъектов РФ за истекший период 2015 года Петербургу присвоен очень низкий статус D.
В комитете по инвестициям говорят, что есть и другие показатели — положительные. Так, чиновники указывают на то, что сейчас в том же национальном рейтинге Петербург демонстрирует самую лучшую динамику по стране и уже поднялся с пятой позиции на вторую. "Также наш город внес вклад в улучшение позиций России в рейтинге Doing business Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. За год Россия поднялась на 11 ступеней, заняв 51-ю позицию из 189. Рейтинг основанв первую очередь на опросе представителей бизнес-сообщества. Они оценили улучшение делового климата", — говорят в комитете.
В отчете КСП упоминается и отсутствие "единого окна" для привлечения инвесторов. Пока проверка велась, в комитете "единое окно" успели организовать. Информация о его наличии — первое, что видит посетитель сайта комитета.