Владелица "Академия клининга" и "Авангард клининга" Татьяна Белкина рассказала "ДП" о том, как в Петербурге за пять шагов создать компанию по уборке помещений с оборотом в 2,4 млн рублей в год.
Татьяна Белкина сначала владела сетью павильонов на остановках. Когда в 2007 году правительство начало борьбу с ларьками, предпринимательница решила оставить розничную торговлю. Изучив рынок, бизнес–леди выбрала клининговый бизнес. Сейчас две ее компании работают с оборотом более 24 млн рублей в год.
Она рассказала "ДП" о том, как за пять шагов создать компанию по уборке помещений.
1. Определить нишу
В зависимости от того, будет ли ваша компания заниматься уборкой в частном жилом секторе или в торговых и офисных помещениях, стартовые инвестиции и последующие расходы будут разные. Поэтому сразу оцените свои возможности на первом этапе и четко следуйте выбранному направлению.
Стоимость: 0 рублей; срок выполнения: 14 дней.
2. ИП или ООО
Выбор формы зависит от того, с какими заказчиками вы планируете работать. Крупные организации предпочитают ООО с уплатой НДС. Услуги регистрации стоят 4 тыс. рублей, госпошлина — 4 тыс., юрадрес с почтой — 6 тыс. рублей, печать — от 300 рублей, открытие р/с — 2,5 тыс. УК — 10 тыс. рублей. Срок выполнения — 17 дней.
Для обслуживания квартир подойдет ИП. Для его открытия не нужны учредительные документы и уставный капитал. Регистрация ИП обойдется всего в 800 рублей и займет не больше 5 рабочих дней. Впрочем, дополнительно стоит потратиться на печать — 300 рублей.
Стоимость: 1,1–34 тыс. рублей; срок выполнения: 5–17 дней.
3. Минимальный набор
Инвентарь на одного сотрудника (минимум три человека на один выход) следующий: ведра — от 100 рублей, мопы (моющая насадка на швабру) — 300 рублей, флаундеры (швабры) — 700 рублей, штанга (телескопический шест) — 700 рублей, щетка — 200 рублей, совок — 50 рублей, салфетки — от 50 рублей, моющие средства — 1 тыс. рублей и т. д. В компании должен быть минимум один парогенератор (4 тыс. рублей). Обязательна спецодежда для персонала — 1 тыс. рублей за комплект, а также развозка: аренда машины от 350 рублей в час (минимум 3 часа в день)
Стоимость: от 17 тыс. рублей; срок выполнения: 7 дней.
4. Подбор команды
Искать сотрудников можно с помощью объявлений на Avito, HeadHunter. Обычно компании берут владеющих русским языком граждан Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Последним нужен только паспорт и регистрация, так как Киргизия вместе с Россией входит в Таможенный союз. Граждане РФ обычно трудятся на неполной занятости. З/п сотрудников — из расчета от 1 тыс. рублей за выход.
Стоимость: от 30 тыс. рублей; срок выполнения: 14 дней.
5. Поиск клиентов
При поиске клиентов также активно используется Интернет. Стоит вести странички в соцсетях "Вконтакте", Facebook, "Одноклассники" и т. п. Ведением страниц можно заниматься самостоятельно или нанять специалиста (20 тыс. рублей в месяц). Следует также заказать сайт–визитку (6 тыс. рублей) или полноценный сайт (15 тыс. рублей). В клининговом бизнесе работает закон сарафанного радио, поэтому с каждым клиентом стоит наладить обратную связь, а владельцу компании — лично контролировать результат работы сотрудников.
Стоимость: 6–35 тыс. рублей; срок выполнения: 7 дней.
Расходы–доходы
Затраты на открытие компании со штатом из трех–пяти сотрудников составят до 150 тыс. рублей. Срок окупаемости — 2–3 месяца. Налогообложение — 6%.
Команда из трех человек убирает за 1 день (6–8 рабочих часов) максимум 100 м2 (заработок — 10 тыс. рублей, из них чистая прибыль — 5 тыс. рублей).
Таким образом, при 5–дневной рабочей неделе годовой оборот составляет от 2,4 млн рублей.
Чистота — залог дохода
Каждого человека из 80 сотрудников своих двух компаний: ООО "Академия клининга" и ООО "Авангард клининга" — Татьяна Белкина знает по имени. В клининговом бизнесе репутация фирмы проверяется просто — достаточно провести по убранной поверхности рукой. Поэтому за 8 лет работы на рынке предпринимательница не только собрала слаженную команду, но и дала дорогу в бизнес некоторым бывшим подчиненным. Познав все тонкости дела, бывшие сотрудники Татьяны Белкиной открыли собственные клининговые фирмы. Бизнес–леди не обижается на коллег, потому что сама начинала свое дело с чистого листа.
В 2007 году инвестиции в размере 6 млн рублей, взятые Татьяной Белкиной в кредит, пошли на открытие трех компаний, одну из которых — ООО "Академия "Клининг — профи" она продала в 2013 году. "Нашелся выгодный покупатель, он оставил мне все оборудование и приобрел только юрлицо, чтобы самому дальше развивать бизнес", — рассказывает предпринимательница. Взятый кредит Татьяна Белкина вернула через 2 года: ее компании удалось заключить контракты с несколькими гипермаркетами, которые тогда еще не были поделены между нынешними уборочными гигантами. Сейчас две фирмы предпринимательницы обслуживают магазины детской одежды и офисные помещения. Общая площадь уборки — более 100 тыс. м2. В 2014 году суммарный оборот "Академии клининга" и "Авангарда клининга" составил более 24 млн рублей в год. Такой относительно небольшой оборот при 80 работниках владелица объясняет тем, что ее сотрудники работают по 2–3 часа в день и неполную рабочую неделю, кроме того, они трудятся в основном по договору подряда.
Татьяна Белкина говорит, что, прежде чем открыть клининговую компанию, надо четко определиться с нишей. "Свободное место на рынке будет всегда в секторе уборки частного жилья и послестроительной уборки", — говорит она. По ее мнению, сейчас больше 80% рынка контролируют 10 крупных компаний (из около 700 клининговых фирм в Петербурге), которые убирают все гипермаркеты и офисы. У начинающей организации, если только ее заранее не выбрал заказчик, шансов выиграть тендер почти нет. Поэтому Татьяна Белкина советует начинать с малого, но надежного источника заработка: достаточно открыть ИП, нанять три–пять сотрудников и заняться уборкой частных квартир.
В этом случае первоначальные затраты в размере 150 тыс. рублей (минимальный набор щеток, губок, моющих средств) удастся окупить через 2–3 месяца, а прибыль будет составлять около 120 тыс. рублей ежемесячно. Большое внимание стоит уделить подбору сотрудников. Как правило, это мигранты из стран СНГ, поэтому необходимо проверить у соискателей пакет документов. В клининговых компаниях около 90% сотрудниц — женщины, мужчины занимаются в основном уборкой после ремонта. Для хранения инвентаря и ведения работы в офисе достаточно арендовать помещение от 20 м2. При всей кажущейся легкости организации клинингового бизнеса у него есть серьезные недостатки. Во–первых, все оборудование (поломоечные машины, парогенераторы, пылесосы) импортное. Оно не подлежит ремонту: при поломке придется закупать неисправные блоки и запчасти за границей. При этом новенькая поломоечная машина стоит 100–800 тыс. рублей.
Во–вторых, не исключены конфликтные ситуации, когда клиент может остаться недоволен работой, и уборку придется переделывать за свой счет. Но чаще всего бывает, что заказчик не может верно оценить объемы работы и уже на месте приходится пересчитывать стоимость услуг бригады.
В числе известных игроков, работающих в городе, "ОМС", "Кристанваль", "Ронова", "Новый дом", "Клинлайф" и другие. Сейчас частные клининговые компании получили возможность обслуживать соцобъекты — больницы, школы и т. п. За это право игроки боролись давно, и за счет новых контрактов фирмам удалось смягчить влияние кризиса. По оценкам Веры Ушаковой, председателя Ассоциации российских уборочных компаний, объем рынка в Петербурге составляет около 1 млрд рублей в год. "Клинингу сейчас сложно, стоимость техники выросла в 2–3 раза, при этом сумма контрактов не увеличивается", — говорит она. Вера Ушакова отмечает, что для новых игроков место на рынке все же есть — в частном секторе.