Владелец сети магазинов "Арт-полка" Олег Кузнецов о том, почему малым предпринимателям выгоднее дружить, а не конкурировать.
Аренда — общая проблема для малого бизнеса. Для начинающих, особенно молодых предпринимателей — проблема трудноразрешимая. Конечно, можно брать кредиты, копить деньги на офисной работе. Но помещение в центре будет съедать большую часть выручки, а если открыться в спальном районе, то ее может и вовсе не быть. Если речь идет о продаже товаров первой–второй необходимости, выжить еще можно, надеясь, что случайных прохожих, которые решили купить пирожок или зимние ботинки, окажется достаточно, чтобы немного заработать.
Есть немало людей, делающих, например, авторские аксессуары, украшения ручной работы, расписывающих тарелки. Для них это не бизнес–идея, а любимое дело, но таким товарам нужно заметное место, продвижение, реклама, чтобы покупатели знали, куда идти за подарком на день рождения или за новым кошельком. В итоге идея открыть магазин становится почти нереальной. Проходное, пусть и небольшое, помещение обойдется не меньше чем в 30–50 тыс. рублей в месяц, на сайт и рекламу придется потратить около 100 тыс., а еще нанять продавца — ведь сам художник должен продолжать работать. Расходы будут не меньше 100–150 тыс. рублей в месяц — один человек не может сшить мягких игрушек или связать шапок на эту сумму.
На каждую проблему существует несколько способов решения. Например, многие продают свои изделия в соцсетях, покупатели приезжают прямо домой к мастеру. Главный плюс — экономия, а минус — необходимость тратить половину рабочего времени на переговоры. Еще вариант — сдавать вещи на реализацию в магазины. Однако ни для кого не секрет: законы рынка суровы, и практически любой перекупщик делает наценку 150–200%, а то и больше. Ужиматься в расходах приходится мастеру — он постарается снизить себестоимость, иногда в ущерб качеству. Иначе огромные наценки распугают покупателей.
Мне кажется, мы придумали вариант, который помогает выиграть и нашим и вашим. Мы принципиально не делаем наценок, а вместо этого сдаем в аренду полку в магазине, где можно разместить любой товар ручной работы — от обложек для паспорта до специальных варежек, в которых удобно возить коляску. В итоге мы можем позволить себе продавца–консультанта и аренду в самом центре города. А мастера спокойно работают дома, заходят к нам принести новые изделия и выпить чаю.
Я считаю, что в малом бизнесе все устроено не так, как у гигантов рынка, и что не нужно бояться делить полку с кем–то, кто делает почти то же самое, что и ты. Малым предпринимателям всегда выгоднее дружить, а не конкурировать.