Инициативная группа обманутых дольщиков на встрече с председателем совета директоров ГК «Город» Максимом Ванчуговым. Максим Ванчугов, председатель совета директоров ГК «Город»
00:1017 ноября 201500:10
2155просмотров
00:1017 ноября 2015
Агентство по страхованию вкладов оспорило в суде "золотые парашюты" 18 топ-менеджеров банка "Фининвест", который ранее был связан с владельцами ГК "Город" братьями Ванчуговыми. За неделю до отзыва лицензии, 1 июня 2015 года, всем начальникам управлений и ключевых отделов банка был вдвое увеличен должностной оклад. Теперь по решению суда им придется вернуть в конкурсную массу кредитной организации в общей сложности 3,8 млн рублей.
На прошлой неделе, 9 ноября 2015 года, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) о признании ничтожными 18 дополнительных соглашений к трудовым договорам между банком "Фининвест" и начальниками его основных подразделений о повышении им должностных окладов в 2 раза. Эти сделки вызвали подозрения у конкурсного управляющего "Фининвеста" в первую очередь из-за того, что были заключены за неделю до отзыва у банка лицензии.
Банк "Фининвест" (ранее назывался Мокроус-Банк, "Оберег", "Поволжье-Инвест") был основан в 1990 году в Саратове. В 2011 году головной офис переехал в Москву, в 2013 году — в Петербург, где были сосредоточены основные бизнес-интересы его бенефициаров, братьев Максима и Руслана Ванчуговых, владельцев девелоперской группы "Город". В 2013 году Максим Ванчугов передал 100% долей банка Валентину Ландграфу и официально вышел из этого бизнеса, хотя и сохранил банк как операционный для "Города" и как место хранения личных денег.
Центробанк отозвал лицензию у "Фининвеста" 7 июля 2014 года. В июле регулятор подал иск о признании банка банкротом, в августе этот иск был удовлетворен, в банке было введено конкурсное производство. АСВ, которое исполняет функции конкурсного управляющего во всех ликвидируемых банках, стало выявлять и оспаривать в суде все сомнительные сделки, совершенные кредитной организацией перед отзывом лицензии.
Первым делом было оспорено отчуждение нежилого здания площадью 2,6 тыс. м2 на ул. Нахимова, 18Е, на Васильевском острове, которое в начале 2014 года купил Андрей Лопатин. Сейчас идет экспертиза, здание арестовано. Между тем управляющий оспорил еще две сделки: как выяснилось, за 3 дня до отзыва лицензии, 4 июля 2014 года, Руслан Ванчугов и Валентин Ландграф сняли со своих счетов в банке 60 млн и 45 млн рублей наличными. Эти сделки суд признал недействительными летом 2015 года, бизнесмены подали апелляции, но в октябре 13-й арбитражный апелляционный суд решения подтвердил.
Наконец, АСВ добралось до трудовых договоров и обнаружило, что буквально за неделю до отзыва лицензии, 1 июля 2014 года, Валентин Ландграф поднял вдвое зарплаты всем топ-менеджерам банка. Больше всех получила бухгалтерия: главбуху Баласан Касатоновой и ее первому заму Аксане Богдановой оклады были повышены до 460 тыс. рублей в месяц; второй зам Наталия Кулакова и зампредправления Любовь Никольская получили оклады по 340 тыс. рублей в месяц. Главный юрист банка Татьяна Рогачева и главный айтишник банка Кирилл Никончук подписали соглашение о повышении им окладов до 160 тыс. рублей в месяц, такие же условия оказались у начальников: управления рисков Елены Базаровой, управления развития Станислава Гусева, службы внутреннего контроля Сергея Коновалова и управления безопасности Юрия Попова. До 120 тыс. рублей повышены были оклады заместителей начальника IT-управления; до 100 тыс. рублей — главного кассира; до 80 тыс. — начальника БЭК-офиса, до 98 тыс. рублей — начальника отдела кредитования юрлиц.
В соответствии с этими соглашениями временная администрация АСВ, пришедшая в банк после отзыва лицензии, вынуждена была совершить дополнительные выплаты при увольнении всех перечисленных сотрудников, которые составили более 10 млн рублей. АСВ оспорило эти соглашения, заявив в суде, что это чистейшей воды злоупотребление правом: мол, все топ-менеджеры прекрасно знали о финансовом состоянии банка и отдавали себе отчет, что эти соглашения не несли никакого экономического обоснования.
На этом основании суд решил взыскать со всех этих топ-менеджеров излишне выплаченные им суммы (от 150 до 600 тыс. рублей), но при этом отказал во взыскании премий и прочих выплат, предусмотренных изначально трудовыми договорами.
Как говорит первый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников, такие сделки с собственными менеджерами не редкость среди испытывающих проблемы банкиров: "Не могу сказать, что так делает каждый, но такие случаи встречаются. Все эти сделки всегда оспариваются".
Как сообщил источник, близкий к конкурсному управляющему "Фининвеста", когда повышались оклады, "Фининвест" уже не исполнял платежные поручения, так что эта мера не могла сотрудников мотивировать к повышению производительности труда: "Только к молчанию, ведь все эти руководители знали, что творится с банком. И обратите внимание: соглашения с кассирами и водителями не оспаривались, потому что их не было". Соответственно, взыскание этих денег, если и не поможет рассчитаться с кредиторами банка, то во всяком случае будет наукой сотрудникам других банков, испытывающих финансовые проблемы: вероятность, что «золотые парашюты» придется вернуть в банк, велика.
Кстати, оспаривая сделки, АСВ не пренебрегала и уголовным преследованием руководства банка. Так, летом 2015 года по обвинению в выводе активов из кредитной организации были арестованы Валентин Ландграф и бывшая предправления банка Наталья Громова. Им вменяется 500 млн рублей.
А осенью 2015 года накалились страсти и вокруг братьев Ванчуговых: из-за проблем с достройкой ГК "Город" и по факту вывода на подконтрольные юрлица квартир в них в отношении бизнесменов были возбуждены уголовные дела, в рамках которых недавно и Максим, и Руслан Ванчуговы были задержаны полицией.