С Нового года районные власти получили право без суда штрафовать владельцев помещений, которые не оборудованы инфраструктурой для людей с ограниченными возможностями. Ее строительство обойдется петербургскому бизнесу примерно в 80 млрд рублей.
По подсчетам предпринимателей, оборудование пандусами, лифтами и другой инфраструктурой всех городских помещений обойдется в 70-80 млрд рублей. Такова цена ратификации Россией конвенции о правах инвалидов. С 1 января 2016 года вступает в силу ФЗ-419 о поправках в законодательство, связанных с присоединением РФ к конвенции. Комитет по соцполитике Петербурга уже готовит проект постановления правительства города, по которому районные администрации получат право выписывать штрафы предпринимателям за несоответствие их помещений нормам доступности для инвалидов. В декабре документ поступит на подпись к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.
По оценкам бизнеса, сегодня 35-45% всех встроенных коммерческих помещений в городе не имеют нужной инфраструктуры. Чиновники готовятся к нововведениям — участились проверки магазинов, аптек и отделений банков. А с 1 июля 2016 года строительство и государственная приемка объектов социальной инфраструктуры (а это все общественные места, включая магазины, рестораны, салоны красоты и др.) будет осуществляться при условии соблюдения норм доступности для инвалидов.
В качестве альтернативы предпринимателям предлагают организовывать бесплатную доставку клиентам с ограниченными возможностями. Бизнесмены опасаются, что дело кончится созданием очередной кормушки для чиновников.
Треть незаконных точек
Нормы доступности определяют приказ Минтруда №527н и распоряжение петербургского комитета по соцполитике №73-р. Штрафы за их невыполнение для юрлиц — 20-30 тыс. рублей. Сейчас их назначает суд после проверки прокуратуры и отказа предпринимателя делать ремонт. С января администрация сможет выписать штраф прямо во время ревизии. Если при повторной проверке (спустя 2-3 месяца) выяснится, что нарушение не устранено, штраф могут выписать еще раз.
В администрации Калининского района обещают, что и с нового года штрафовать будут только тех, кто наотрез отказывается ремонтировать помещение, с остальными постараются договориться. Предприниматели же должны будут обеспечить доступность своих объектов для маломобильных граждан (сюда входят инвалиды, в том числе по слуху и зрению, пожилые люди, люди с детскими колясками и др.), создав для этого все условия — от ширины дверного проема до дублирования надписей на шрифте Брайля.
Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Петербурге, добавляет, что в Москве проверки бизнеса уже идут полным ходом, теперь очередь дошла и до Петербурга. «В городе около 35-45% помещений не соответствуют данным нормам и, безусловно, работают незаконно», — говорит она. По разным оценкам, это 25-30 тыс. объектов.
Ольга Аткачис, руководитель департамента street retail компании Colliers International в Петербурге, смотрит на ситуацию оптимистичнее. Она поясняет, что многие проблемы связаны с особенностями исторической части города. «Здания, возведенные несколько столетий назад, не могут соответствовать нынешним нормативам, но модернизировать их невозможно, если это памятники архитектуры, — рассуждает она. — Нельзя сказать, что бизнес в них незаконный — арендаторы стараются минимизировать нарушения».
Эксперты добавляют, что большинство компаний, особенно сетевых, или отказываются от проблемных помещений, или стремятся привести их в соответствие законодательству. А новые дома и ТЦ девелоперы и так проектируют с учетом этих требований. Так что у арендаторов новых зданий, считают в агентствах недвижимости, проблем не будет.
Капремонта не требуют
На одной из проверок в Калининском районе побывал корреспондент «ДП». В проверяемой аптеке сотрудники прокуратуры и администрации района выявили самые распространенные нарушения — отсутствие перил у пандуса и слишком узкий вход, который еще больше сузила рамка-антивор.
В районах уверяют, что от бизнеса не потребуют проводить капремонт — он будет проходить по городскому плану. Предприниматели должны будут обеспечить только наличие пандусов, перил, наклейки для слабовидящих, системы звуковых оповещений и т. п. Кроме того, чиновники обещают привести в такие места новых клиентов. В прокуратуре Калининского района рассказывают, что каждое юрлицо должно представить анкету с замерами ширины дверей, высоты прилавков и другими параметрами. Чиновники добавят все эти данные на сайт, где люди с ограниченными возможностями могут узнать, в какие заведения попасть проще.
В администрации Калининского района добавляют, что в районе 1,5 тыс. домов и пока 90% из них не соответствуют требованиям доступной среды просто потому, что были построены до появления нормативов. При этом около трети из 520 тыс. жителей района — маломобильные граждане. Тем, чье помещение не соответствует нормам, но отремонтировать его без капремонта невозможно, предлагают «заместительные меры» — к примеру, выходить из-за прилавка к клиенту в зал, если окошко кассира слишком высоко, или вовсе обслуживать покупателей на дому. То есть, по сути, организовать бесплатную доставку товаров и услуг.
Страх невозможного
Предприниматели считают, что, даже если перестройки зданий у них не потребуют, усиление полномочий районов неизбежно приведет к «перегибам на местах» и коррупции. По отзывам бизнеса, сейчас в нескольких районах города начались усиленные проверки объектов потребрынка на предмет доступности для инвалидов. «Тех, у кого нет пандуса или проход в помещение слишком узкий, вызывают на комиссию в район. В итоге выясняется, что нужно не построить пандус и перила, а сделать ремонт, который потянет на 3-4 млн рублей», — говорит предприниматель Юрий Гуськов.
В итоге большинство предпринимателей соглашаются, что создавать условия для инвалидов нужно, но боятся, что с ужесточением законов районные чиновники начнут требовать от них невозможного.
Глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков рассказывает, что сталкивался с подобными претензиями чиновников. «У меня возникли два вопроса: как я могу перестраивать арендованное, то есть чужое, имущество и как согласовать претензии проверяющих органов и требования КГИОП», — вопрошает он.
“
Идея доставки продуктов по уже имеющимся конкретным адресам в качестве бизнеса может быть интересной, только если речь идет о работе на микрорайон, о пешей доставке. И еще — если заказы будут делать сразу на неделю, на большой объем продуктов.
У меня есть опыт и в стрит-ретейле, и в управлении интернет-магазином продуктов. Последний вариант более удобен для масштабирования, но, чтобы это было рентабельно, нужно за день развезти на автомобиле не меньше 30 заказов на сумму как минимум 1,5 тыс. рублей. Вряд ли пенсионеры будут делать такие заказы.
Сергей Бутаков
управляющий партнер «Вкус и мир»
“
Давление на бизнес, когда предпринимателей обязывают сверху сделать доступную среду для инвалидов, приводит к появлению пандусов для галочки — металлических шпал под углом 60 градусов, по которым нельзя подняться в помещение без посторонней помощи. Логично сначала создать безбарьерное пространство, а уже потом озаботиться штрафами и санкциями для бизнеса. Что касается затрат на создание такой инфраструктуры, целесообразно предоставить льготы или вычеты за создание доступной среды (это, по логике, обязанность девелопера).
Алексей Комаров
нотариус Нотариальной палаты Петербурга
“
Наделение районных чиновников судебной властью — это нонсенс, так скоро и управдомы начнут вас штрафовать. Это нужно обжаловать, и, возможно, в международных инстанциях. В этом вопросе много подводных камней: например, как арендатор может вносить изменения в чужое имущество? Почему штрафуют не собственника? Кроме того, расширить дверной проем значит изменить мощность несущей конструкции. И, наконец, в Петербурге многие дома под охраной КГИОП, который запрещает даже решетку на окно поставить.
Алексей Третьяков
глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Петербурга