Крупнейший петербургский перевозчик пассажиров "Питеравто" в течение 5 лет вложит 15 млрд рублей в обновление подвижного состава. Коллеги "Питеравто" по бизнесу считают инвестиции компании очень рискованными.
Крупнейший петербургский перевозчик пассажиров холдинг "Питеравто" Леонида Бондаренко планирует в течение 5 лет потратить 15 млрд рублей на обновление всего парка автобусов, который насчитывает 2,5 тыс. единиц техники.
В I квартале 2016 года холдинг собирается приобрести у Минского автомобильного завода (МАЗ) 250 средних и больших автобусов за 2 млрд рублей.
"Точные цифры будут зависеть в том числе и от стоимости автобусов", — поясняет управляющий директор холдинговой компании Андрей Марков. По его словам, автопарк "Питеравто" должен полностью обновиться в ближайшие 3–5 лет. Коллеги "Питеравто" по бизнесу считают инвестиции компании очень рискованными.
Вместе с губернатором
Компания "Питеравто" начала перевозить пассажиров маршрутными такси в Петербурге в 1993 году. Сегодня в транспортный холдинг Леонида Бондаренко входят девять компаний, обслуживающих пассажиров в Петербурге, Ленобласти, Карелии, Москве, Новгороде. Годовой оборот холдинга, согласно отчетности в базе "СПАРК", около 4 млрд рублей.
Основным для холдинга остается петербургский рынок. Здесь у компании работает 1700 автобусов (1300 коммерческих и 400 социальных).
С 2007 года "Питеравто" начала быстро расширять географию деятельности за счет поглощения слабых конкурентов. Пик слияний и поглощений пришелся на 2007 год. Тогда "Питеравто" приобрела транспортную компанию "Вест–Сервис", которая ранее выиграла конкурс Смольного на обслуживание городских маршрутов. В том же году холдинг пополнился обанкротившимся МУП "Приозерскпассажиравтотранс". После этого началась экспансия в Ленобласть: ООО "Автотранспортная компания" ("дочка" "Питеравто") приобрело контрольный пакет акций гатчинского ОАО "Гатчинапассажиравтотранс".
В 2008 году холдинг пополнился ООО "АТП Барс", работающим в Ломоносовском районе Ленобласти.
В 2011 году холдинг купил московское ООО "20–й таксомоторный парк". Затем выиграл конкурс на перевозку пассажиров в столице. И теперь компании предстоит выполнять обязательства по обновлению подвижного состава.
В начале 2013 года компания выкупила 75% обанкротившегося "Леноблпассажиравтотранса".
Этот перевозчик, откровенно говоря, был убыточным, и, как рассказывали тогда некоторые участники рынка, покупать его был смысл только ради маршрутной сети и чтобы наладить отношения с властями, заручиться их поддержкой. Возможно, ради этого Леонид Бондаренко и пошел тогда на сделку. Во всяком случае в Минск топ–менеджеры "Питеравто" отправились вместе с официальной делегацией правительства Ленобласти во главе с губернатором Александром Дрозденко.
Переложить расходы
В ходе визита в Белоруссию бизнесмены предварительно договорились с МАЗом о поставке автобусов. "Питеравто" хочет приобрести автобусы по контракту жизненного цикла. Одним из первых подобную схему покупки автобусов в Петербурге пытался внедрить "Пассажиравтотранс", но конкурс сорвался. Представитель городского перевозчика пояснил, что обратный выкуп и гарантия поставщика на весь срок эксплуатации автобусов позволяют снизить издержки, связанные с ремонтом техники, так как закупка оборудования, расходы на персонал ложатся на плечи поставщика.
Василий Киселев
, глава Ассоциации перевозчиков пассажиров, сомневается в экономической целесообразности сделки "Питеравто" — такая сделка в сегодняшних экономических условиях может стать шагом к банкротству: с осени 2014 года расходы перевозчиков на топливо, импортные запчасти, по кредитам растут значительно быстрее доходов.
Неблагоприятная экономическая ситуация осложняется законодательной неопределенностью. Госдума приняла новый закон "О перевозке пассажиров", а Смольный пока не принял местные нормативные акты, и с 2016 года деятельность перевозчиков может оказаться вне закона.
“
Сейчас непонятно, какой объем транспортной работы останется. Зачем обновлять, наращивать подвижной состав? По многим маршрутам договоры у перевозчиков заканчиваются в декабре 2015 года. С 2016 года действует новый федеральный закон "О пассажирских перевозках". А Смольный так и не подготовил документы, регламентирующие деятельность перевозчиков. Что и как будет, мы не знаем. О каких инвестициях можно говорить?
Михаил Богданов
первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк"