Управляющий Санкт–Петербургским филиалом Абсолют Банка Елена Кондратюк - о том, почему бизнес не пользуется факторингом, несмотря на кризис.
Ужесточение требований к корпоративным заемщикам по классическим кредитам заставляет их присматриваться к другим инструментам, которые могут помочь выжить хотя бы на короткой дистанции. Когда речь заходит о проблемах с пополнением оборотного капитала, факторинг кажется неплохим решением, особенно для торговых предприятий, которым обычные кредиты в банках труднодоступны. Но при этом эксперты дают довольно скромные прогнозы по его росту. Почему? С одной стороны, у этого инструмента в кризис есть неоспоримое преимущество — он не требует ни поручителей, ни залога. Какой еще продукт позволит получить необходимые для развития деньги на таких условиях? Пожалуй, никакой. С другой — факторинг следует логике финансового рынка: кризис доверия вынуждает быть более консервативными в оценке новых клиентов. Повышенные риски не готов брать никто. Это подтверждают и цифры: по данным Ассоциации факторинговых компаний, оборот российских компаний и банков по факторингу за 9 месяцев 2015 года снизился на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1 трлн 262 млрд рублей.
Многие факторы действительно ужесточают анализ клиентов из–за природы продукта — отсутствия залога и отсрочки платежей. Во–первых, требуется детальная оценка не только заемщика, но и его контрагентов, схем взаимодействия, финансовой отчетности обеих сторон, анализируются риски в отрасли в целом. На это нужно время, а его у компании не так много, чтобы найти финансовый выход в нужный момент. Во–вторых, в контексте отсроченных платежей повышаются риски на фоне изменения курсов валют и падения потребительского спроса. Все это играет не в пользу факторинга как быстрой подстраховки. Но говорить о том, что этот инструмент будет временно недоступным, для петербургских компаний не стоит. И главная причина — цена вопроса. Для таких отраслей, как оптовая торговля, факторинг становится едва ли не единственным источником инвестиций с посильной ставкой: под качественную, быстро оборачиваемую дебиторскую задолженность поставщик может получить финансирование по стоимости, сопоставимой с кредитом. А это уже серьезный плюс, ради которого можно и подождать.
Читайте также:
Россия
Почему в 2015 году падает рынок факторинга
В 2016 году рынок факторинга не продемонстрирует роста, либо он будет незначительным, поскольку ставка делается на проверенных клиентов. Но бизнес, который ждал более выгодных предложений, осознает, что ситуация уже не вернется к докризисному уровню, и начинает перестраивать бизнес–модели. Преференции и субсидии государства, направленные на поддержку внутреннего спроса и импортозамещения, положительно влияют на инвестиционный климат. Возможно, это приведет к укреплению и торговли. Именно развитие торговых связей и станет точкой роста факторинга. В центре внимания будут товары повседневного спроса: продукты, DIY, бытовая химия и косметика. Мебель, электроника и те сегменты, где присутствует мода, уйдут на второй план. Это объясняется и цифрами: так, оборачиваемость на электронном рынке — 110–150 дней, а на рынке продуктов — 45 дней.