Россия. Санкт-Петербург. Петербургский Международный Экономический Форум 2009. Круглый стол "Современные логистические системы". На снимке: Олег Белозеров, заместитель Министра транспорта Российской Федерации.
13:0307 декабря 201513:03
1594просмотров
13:0307 декабря 2015
Пока дальнобойщики бастуют против "Платона", РЖД примеряются к грузам автоперевозчиков, услуги которых подорожали на 5-10% и фактически сравнялись по стоимости с железнодорожными тарифами.
Объем перевозимых по железной дороге грузов в последние несколько лет сокращается и достигнет в этом году пятилетнего минимума 1,2 млрд тонн. Железнодорожники перевозят все меньше дорогих в обслуживании контейнеров и наращивают транспортировку более дешевых грузов, главным образом угля.
Однако после введения с 15 ноября платы (1,53 рубля за 1 км, до марта 2016 года) за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 тонн ("Платон") у железнодорожников появился шанс перетянуть на себя часть автомобильных грузов. Так, по словам петербургских грузоперевозчиков, расходы на рейс по доставке товара по главному маршруту страны — из Петербурга в Москву — возросли в среднем на 6%, или на 2,2 тыс. рублей.
По словам большинства опрошенных "ДП" транспортников, за доставку груза в Москву петербургский перевозчик берет теперь 38-40 тыс. рублей и 25-27 тыс. рублей за транспортировку товара на обратном пути — из Москвы в Петербург. До введения "Платона" тарифы в обоих направлениях колебались в диапазоне 33-35 тыс. рублей и 11-15 тыс. рублей соответственно. В итоге теперь цены на автоперевозки даже немного превзошли (на 1-2%) тарифы железнодорожников.
Неожиданные расходы
Расходы бизнесменов не ограничиваются только оплатой проезда по трассе. Некоторые перевозчики заявляют о необходимости нанимать дополнительный персонал, чтобы разбираться в отчетности "Платона". По словам гендиректора ЗАО "Союзхимтранс-Авто" Артема Баршая, если у компании много автомобилей, то в получаемых от "Платона" отчетах достаточно сложно разобраться, понять, к каким именно рейсам относятся те или иные расходы. "Нужно контролировать, насколько корректно система учитывает пройденный по федеральной трассе путь. Сопоставлять их данные с собственными расчетам, чтобы не переплачивать. Чтобы разобраться в этом и контролировать расходы, наверно, придется нанимать дополнительных людей", — говорит Артем Баршай.
Для индивидуальных предпринимателей дополнительный персонал — непозволительная роскошь, да и для компаний он будет весьма обременителен, так как рентабельность грузоперевозок невелика — 5-7%, говорят перевозчики.
Вставай на рельсы
Железнодорожники решили воспользоваться сложной ситуацией на рынке автоперевозок и забрать себе часть грузов. ОАО "РЖД" уже заявило о возрождении идеи контрейлерных перевозок, возникшей еще при прошлом главе госмонополии Владимире Якунине (в августе он уступил пост Олегу Белозерову).
Однажды, посетив Финляндию, Якунин стал грезить перевозкой груженых фур по железной дороге, как в Европе. Теперь же, когда проезд по федеральным трассам стал платным, по мнению железнодорожников, у автоперевозчиков появился дополнительный стимул встать на железнодорожные платформы.
Однако идея таких перевозок не прижилась в РФ тогда и вряд ли приживется сейчас. Дело в том, что в Европе прицеп, согласно нормативным актам, считается не транспортным средством, а тарой — такой же, как, например, контейнер. И совершенно неважно, кто его везет. В России же передача прицепа от одного перевозчика (собственника) другому — процедура непростая. Так что перевозка грузовика или прицепа с тягачом на железнодорожной платформе, то есть перевозка одного транспортного средства в другом, — затея бессмысленная. Поэтому в РФ прицепы на рельсы встанут еще не скоро.
Но оттянуть на себя часть грузов железнодорожники все-таки надеются. В ОЖД заявили, что на длинных маршрутах (в направлении Екатеринбурга и Новосибирска, например) ценовое преимущество железнодорожного транспорта становится все более явным. "Наибольший потенциал к переходу с автотранспорта на железнодорожный имеют тяжелые контейнеры в связи с ограничениями по максимальной разрешенной массе к перевозкам", — считают в компании "Евросиб".
Впрочем, перевозчики пока сомневаются в успехе оппонентов. Мария Храпунова, директор ООО "ВВС-Транс", говорит: "Я часто слышу, что РЖД заберет у нас грузы, но пока у них что-то не получается. Клиентам важна не только цена, но и сроки. Железнодорожники доставляют грузы во Владивосток за 300 тыс. рублей, а автомобилисты — за 450 тыс. Но мы везем 2 недели, а железнодорожники — в течение месяца".
На фото: Забастовка дальнобойщиков ноябрь 2015