В этом году новости энергетики часто оказывались на первых полосах газет Петербурга. О наиболее важных из них "ДП" побеседовал с председателем городского комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андреем Бондарчуком. В фокусе внимания оказались проблемы "Ленэнерго", перспективы получения городом контроля над "Теплосетью СПб", а также проблемы коммунальных неплатежей.
Петербург заинтересован в получении полного контроля над "Теплосетью". И уже не первый год ведет переговоры о получении 75% компании с ТГК–1. На каком они этапе?
— Диалог на эту тему идет. Но официальных предложений от "Газпром энергохолдинга" мы не получали. Ситуация с "Теплосетью" становится все острее — из–за систематического недофинансирования состояние сетей весьма плачевное. Нам понятен масштаб необходимой реконструкции. Но мы не можем финансировать компанию в этих объемах, так как она принадлежит городу только на 25%.
Город предлагал варианты выкупа компании. В прошлом году мы пришли к соглашению на эту тему. В бюджете было заложено 2 млрд рублей для перечисления первого транша по сделке. Но она не была завершена (сделку заблокировал финский концерн Fortum, владеющий 29,5% акций ТГК–1. — Ред.). В 2014 году "Теплосеть" взяла кредит почти на 2 млрд рублей, из них около 700 млн израсходовано в 2014 году, остальное освоят в текущем. В итоге программа компании будет равна амортизации. Удалось серьезно сократить число потенциально опасных участков на сетях. Но этого недостаточно.
Если сделка по выкупу "Теплосети" так и не состоится, что тогда?
— Не исключаю, что предложим финансировать вложения в сети компании, как несколько лет назад, в соотношении один к трем — соответственно долям города и ТГК–1. В ответ на эти предложения ТГК–1 выставляла условие увеличить тариф на 20%. Но мы не можем на это пойти. Тем более в нынешних условиях. Вы знаете, что правительство РФ приняло решение ограничить рост коммунальных тарифов в 2016 году. В Петербурге они вырастут лишь на 6,5%.
Наша задача не в том, чтобы просто стать собственниками "Теплосети". Важно привести сети компании в нормальное состояние. Это влияет на надежность теплоснабжения Петербурга. Для этого дополнительно к ежегодной инвестпрограмме "Теплосети" нужно выделять по 4 млрд рублей в год.
Еще одно громкое объединение активов в энергетике Петербурга — "Ленэнерго" и "Санкт–Петербургских электрических сетей" (СПбЭС). Какова будет конфигурация новой компании?
— Сделка по вложению акций СПбЭС и "Петродворцовой электрической сети" (ПЭС, речь идет только о 60,1% ее акций) должна завершиться 24–25 декабря. Сейчас произведена оценка финансово–хозяйственной деятельности обеих компаний, оценка стоимости акций, которые город вложит в капитал "Ленэнерго" (стоимость чистых активов СПбЭС оценена в 20,14 млрд рублей, ПЭС — в 3,17 млрд рублей. — Ред.), Росимущество согласовало сделку. Из федерального бюджета выделено 33,8 млрд рублей, которые будут направлены на улучшение деятельности "Ленэнерго", а также на строительство объектов к ЧМ–2018. В частности, речь идет о строительстве кабельной линии от подстанции "Василеостровская" до подстанции "Крестовская".
Подписано соглашение о взаимодействии акционеров после консолидации. Согласно документу, в совете директоров из 13 членов у Петербурга будет шесть человек. До этого было всего три голоса. Доля города в "Ленэнерго" после консолидации составит чуть более 29%.
Нас спрашивают: а почему не 37% или 40%, как говорили раньше? Но сейчас речь идет только о вложении акций. Есть еще достаточно серьезный объем имущества, которое находится в доверительном управлении у СПбЭС. На следующем этапе мы будем повышать долю города в объединенной компании.
Правильно ли я понимаю, что СПбЭС после объединения не будет самостоятельной компанией?
— На первом этапе СПбЭС и ПЭС будут самостоятельными юридическими лицами. Потом они станут дочерними структурами одного юрлица ("Ленэнерго") и будут заниматься только эксплуатацией имущества, без оказания услуг по передаче электроэнергии. Это нужно для того, чтобы не было разногласий, например, по поводу тарифов. Они будут едиными.
Что будет с инвестпрограммами "Ленэнерго" и СПбЭС — сейчас они по многим пунктам дублируют друг друга?
— Мы выявляем и исключаем эти удвоения. В декабре утвердим обновленную программу.
Что будет с просроченной задолженностью "Ленэнерго" по техприсоединению? Какова сейчас сумма долга?
— Во II квартале 2015 года она составляла 34 млрд рублей. Причем около 80% — это присоединение до 15 кВт •ч, то есть в основном это заявления физических лиц. "Ленэнерго" провело ревизию договоров на техприсоединение. Будет определена очередность их выполнения.
Из тех 33,8 млрд рублей, о которых я уже упоминал, в 2016 году 15 млрд рублей будет направлено на удовлетворение заявок в Петербурге и Ленобласти.
Еще одна актуальная тема — долги потребителей за коммунальные услуги. Оценки размеров этих долгов разнятся: жилищный комитет называет одну сумму, ресурсоснабжающие организации (РСО) — другую, управляющие компании (УК) — третью.
— Цифры жилищного комитета базируются на данных ГУП "ВЦКП" (расчетный центр, принадлежащий правительству Петербурга. — Ред.). ГУП выставляет счета по квартплате примерно для 73% жилого фонда Петербурга. Мы также собираем информацию с РСО — они нам дают объем выставленных, но не оплаченных счетов. А УК приводят цифры по той задолженности, которую они признают. А это сильно отличается от того, что выставляют РСО. В итоге получаются разные суммы. Но в целом объем просроченной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями — около 16,3 млрд рублей.
Долг ежегодно растет. Что с ним делать?
— Ситуация очень нехорошая. Банкротство УК–должников ничего не дает — компания–банкрот не может погасить долг, так как почти никакого имущества у нее нет. Статус банкрота не позволяет ей получить лицензию на управление жильем, а эта деятельность — единственный источник доходов компании.
К сожалению, нужно признать, что всю сумму долга РСО с управляющих получить не смогут. Частично задолженность придется списать.
Но нам нужно принципиально решить проблему, то есть остановить накопление этого долга. Это возможно сделать, изменив договорные отношения потребителей коммунальных услуг с РСО. Сейчас, согласно Жилищному кодексу, УК получает от РСО коммунальный ресурс и предоставляет жильцам коммунальную услугу: водо–, теплоснабжение и т. д. Но это некая фикция, игра терминов. Мы же понимаем, что УК сама не может оказывать эту услугу, она лишь промежуточное звено. Все чаще звучат предложения, которые в некоторых регионах, кстати, реализуются: оставить за УК исключительно жилищные услуги, а коммунальные передать РСО, чтобы они напрямую работали с потребителями, взыскивали долги с неплательщиков (а их немало: около 4% всех собственников жилья — это дополнительно 1,5 млрд рублей увеличения задолженности в год).
Но для изменения договорных отношений нужно соответствующее решение собственников жилья.
— Да, а также мы будем активнее работать с управляющими компаниями и администрациями районов по вопросу недопущения роста дебиторской задолженности.
Ведь мы прекрасно понимаем, что это средства, необходимые для проведения работ по ремонту и реконструкции объектов инженерно–энергетического комплекса города, а значит, для обеспечения надежного энергоснабжения петербуржцев.