Петербуржцы третий месяц подряд увеличивают реальные траты на продукты питания, средний чек жителя Северо-Запада в ноябре составил 660 рублей. В то же время с учетом инфляции единовременные траты россиян сократились на 14%, подсчитали в "Ромире".
Среднестатистический российский горожанин за один поход в продуктовый магазин в ноябре потратил 587 рублей. В ноябре средний чек вырос на 3,9%, аналогичный рост был отмечен и в октябре относительно сентября. Таким образом, средний чек демонстрирует уверенный рост уже 3 месяца подряд после летнего затишья.
"Но пока результаты осеннего роста лишь вывели средний чек на позиции аналогичного периода прошлого года. То есть относительно ноября 2014 года номинальный рост составил всего 1%. Реально же, с учетом накопленной инфляции, единовременные траты россиян сократились на 14%", — отмечает в исследовании "Ромир".
Средний чек показал рост в ноябре почти во всех регионах. Сильнее всего он вырос в Южном федеральном округе (+7,6%) и на Дальнем Востоке (+6,9%) (см. карту). Чек в Петербурге уже третий месяц подряд выше московского. Так, в Москве в ноябре средний чек прибавил 18 рублей, до 753 рубля, в Петербурге — 16 рублей, до 756 рублей.
Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Лидерами по росту величины среднего чека в ноябре оказались магазины традиционной торговли и дискаунтеры. В ноябре средний чек почти не изменился относительно октября в крупных торговых форматах — в гипермаркетах (+1,1%) и в супермаркетах (+0,2%). Зато в дискаунтерах средний чек увеличился на 4,9%, в магазинах у дома — на впечатляющие 8%.
"Факт увеличения среднего чека при почти не изменившейся за месяц покупательской активности, то есть объеме потраченных за месяц денег на товары повседневного спроса, говорит об уменьшении частоты походов в магазины. В октябре, напомним, был зафиксирован ощутимый рост объемов покупок в деньгах при ушедшем в минус дефляторе, что указывает на активную закупку товаров впрок", — отметили в "Ромире".
В ноябре россияне, по всей вероятности, продолжили осваивать сделанные месяцем ранее запасы. Поэтому и предпочитали крупным торговым точкам небольшие магазины у дома, что и привело к увеличению среднего чека в них.
Компания Magram Market Research сравнила потребительское поведение россиян в I и III кварталах 2015 года и пришла к выводу, что доля тех, кто закупает продукты впрок, растет. В начале года около 24% потребителей центральных регионов сократили количество покупаемых товаров и 37% отказались от привычных марок в пользу более бюджетных (схожая тенденция была в Поволжье и Западной Сибири).
При этом доля тех, кто закупал продукты длительного хранения (мука, сахар, крупы, мясные и овощные консервы) впрок (50 кг и более сыпучих продуктов и 5 кг и более консервов за одну покупку) и в Центре, и на Волге, и в Сибири была около 3,5% (за вычетом индивидуальных предпринимателей).
В III квартале доля россиян, желающих подстраховать себя продовольственными запасами, выросла во всех регионах до 7%. До 70% респондентов закупают впрок сахар, 43% — макаронные изделия, 42% — муку, 34% — рис, 29% — гречневую крупу, 27% — пшенную муку. Запасы мясных и рыбных консервов есть только у 13% респондентов, позаботившихся о своей продовольственной безопасности.
Преобладание в структуре запасов сахарного песка респонденты объясняли возможностью использовать его для изготовления самогона, макаронных изделий — дешевизной, муки — широтой использования.