"ДП" составил новый рейтинг "Влиятельные женщины Петербурга", в который вошли политики, чиновники, бизнесвумен, а также представительницы шоу-бизнеса.
К счастью или к сожалению, по–настоящему влиятельных женщин в петербургском бизнес–сообществе не много. Те женщины, имена которых у всех на слуху, в основном обязаны своей карьерой или положением в обществе известным мужьям. Чтобы выявить успешных бизнесвумен, мы провели опрос крупных предпринимателей в разных сферах. Но никакого чуда не произошло: миллиардеры также называли известные фамилии, причем в основном во власти или в сфере искусства.
Таким образом, итоговый список женщин составлен редакцией с учетом результатов опроса на сайте. Самой успешной (из самостоятельных) в бизнесе можно назвать Елену Смотрову, несмотря на то что начинала она карьеру в компании своего знаменитого брата Андрея Фоменко, совладельца холдинга «Империя».
Самой же влиятельной женщиной этого года единогласно признана Валентина Матвиенко. Этот выбор подтвердил и опрос читателей на сайте dp.ru: почти 40 % из 13 тыс. проголосовавших.
Над номером работали Марина Васильева, Павел Горошков, Елена Домброва, Елена Зборовская, Амера Карлос, Наталья Ковтун, Александра Конфисахор, Ирина Панкратова, Мария Тирская, Надежда Федорова, Михаил Шевчук, Дмитрий Циликин.
На фото: Любовь Дуйко. Председатель совета партнеров юридической фирмы "S&K Вертикаль" Любовь Дуйко получила широкую известность как специалист по очень щекотливым делам — семейному и личному праву.
Она вела несколько очень громких (и множество очень тихих) бракоразводных процессов с участием миллиардеров, звезд шоу–бизнеса и спорта. В ее портфолио — юридическая составляющая семейного счастья форварда "Зенита" Александра Кержакова, обеспечение интересов при ангажементах балерины Ульяны Лопаткиной. При ее сопровождении творили кинорежиссер Илья Хржановский и историк Андрей Мейлунас.
Однако в последнее время Любовь Дуйко постепенно отходит от своей юридической практики и все больше подвизается на политическом поприще. Началось все в 2012 году, когда она привела сенатора Константина Цыбко к победе в борьбе за власть во Всероссийском обществе охраны природы. Она стала вице–президентом этого общества, и ее медийная активность все чаще была связана с экологией.
В 2014 году Любовь Дуйко избралась депутатом МО "Пороховые" по спискам "Единой России". Впрочем, особой партийной приверженности она не проявила. И осенью 2015 года уже "Справедливая Россия" представила ее в качестве одного из основных кандидатов на предстоящих выборах в Госдуму и ЗС Петербурга.
Никакой другой альтернативы
Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко — уникальная женщина России. В историю она войдет и как первый губернатор–женщина за 300 лет существования Петербурга, и как первый спикер–женщина верхней палаты парламента.
Секрет ее успеха и влиятельности кроется в необычайной силе духа, которая позволила на протяжении всей ее жизни не делать ни шагу назад. Она знает и, казалось бы, всегда знала: что делать, когда делать, как делать и почему именно так — для того, чтобы любое дело, любой процесс всегда приводили к конкретному результату.
О женщинах и детях
В сентябре 2015 года по инициативе Валентины Матвиенко в Петербурге состоялся Евразийский женский форум. В стенах Таврического дворца собрались представители мировой женской элиты — ведущие политики, экономисты, предприниматели и общественники со всех континентов — более 700 участников из 80 стран мира. Последний раз подобная встреча женщин состоялась в Вашингтоне 25 лет назад. Некоторые участницы того саммита спустя четверть века приехали в Петербург.
По вопросам позиционирования женщин в различных сферах Валентина Матвиенко придерживается золотой середины: не выступает за "женские квоты" и не пропагандирует матриархат. Но она всегда отмечала, что роль женщин в деятельности и развитии государства недооценена. "Женщина природой так устроена, что она идет на компромисс, а не на конфронтацию. Чувство самосохранения у нее, может быть, больше развито, чем у мужчин. И деловая хватка", — говорила она в 2009 году. "Мы — женщины — накопили огромный политический, государственный и общественный потенциал. Потенциал профессионализма, созидания, лидерства", — подчеркнула она в 2015–м.
При всей внешней строгости ее нельзя назвать железной леди, а социальное направление для Валентины Матвиенко было приоритетным на протяжении всей ее работы. В 1989 году, будучи народным депутатом, она возглавила Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства. Тогда она настояла на принятии закона о трехлетнем отпуске по уходу за ребенком, 1,5 года из которых оплачивается, а право его получить имеют как женщина, так и мужчина. В те времена представить лояльное отношение к пониманию интересов семьи по этому вопросу было практически невозможно.
О политике и дипломатии
Время комсомола для Валентины Матвиенко стало школой, которая дала жизненный и профессиональный опыт.
В 1972 году она окончила Ленинградский химико–фармацевтический институт. Уже к тому времени она была и старостой курса, и претендентом на серьезную работу по партийной линии. Ее заметили еще со вступительного экзамена. "Взяла билет, все написала очень быстро, сажусь отвечать. А дальше — началось… Вопрос — ответ, вопрос — ответ, задачи — решения. Потом экзаменатор подключила уже других членов комиссии. Чувствовалось, что ими овладел какой–то азарт. Но после полутора часов они просто выдохлись. Я очень хорошо помню этот экзамен — ведь у меня не было абсолютно никакой альтернативы, кроме как сдать его", — рассказывала Валентина Матвиенко спустя годы.
Так и никогда после — она не имела право на ошибку, на отступление, у нее никогда не было "никакой другой альтернативы".
В период с 1991 года по 1998 год Матвиенко была назначена чрезвычайным и полномочным послом СССР и РФ в Республике Мальта (1991 – 1994 годы), затем стала директором Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно–политическими организациями, членом коллегии Министерства иностранных дел (1995 – 1997 годы) и Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Греции (1997 – 1998 годы).
Знание языков, необходимое для такой работы, Валентина Матвиенко обретала самостоятельно. Известна история от одного из пассажиров поезда Москва — Ленинград, который волей случая оказался с ней в одном вагоне. Когда он зашел в купе, она сидела с англо–русским словарем, читала и перелистывала. В шесть часов утра картина была та же.
Будучи управленцем, тем не менее часто она собственным примером показывала отношение к решению поставленных задач. Когда СССР прекратил свое существование и появилась Российская Федерация с новой символикой, она сама за одну ночь сшила флаг РФ, который затем водрузили в посольстве, сменив красное полотно с серпом и молотом.
Работа хозяйственника
В 1998 году ее организаторские способности потребовались в Москве, куда ее пригласил Евгений Примаков работать заместителем председателя правительства России. Он понимал, что только человек, идущий вперед без альтернативы, способен не сбежать с заведомо расстрельной должности в трудные для страны периоды. Здесь она проработала 5 лет. За это время правительство 5 раз уходило в отставку, сменилось пять премьер–министров, а Валентина Матвиенко оставалась.
В тот нестабильный период многие приходили в Кремль напрямую решать вопросы. "Я была социальным вице–премьером, и ко мне в Кремль приходили в буквальном смысле ходоки, просили выделить средства или продукты в регионы, — вспоминала она те годы в интервью газете "Невское время". — Если помните, рабочие из–за невыплаты зарплат ложились на рельсы, объявляли голодовки. Я помню, когда я с делегацией министерства приехала в Читу и увидела целую площадь голодных людей, ко мне подходили женщины и говорили, что завтра им нечем кормить детей…"
Успешная работа "кризисным менеджером" в 2003 году привела Валентину Матвиенко в Петербург, где ее деятельность можно разделить на два этапа: решение проблем и развитие города на перспективу. Петербуржцев необходимо было услышать — и она их слушала, чуть ли не ежедневно выезжая в город лично. Городу необходимы были деньги — бюджет Петербурга постепенно наращивался с 56 до 380 млрд рублей, в 7 раз увеличился поток инвестиций. Вошли в строй 30 крупных предприятий, в том числе пять заводов крупнейших мировых производителей автомобилей. Петербургу необходим был федеральный статус — и она показала город способным принять Cаммит G8, развернуть международный экономический форум, сделать мегаполис достойным размещения Конституционного суда РФ. При ней в Петербурге пошло на завершение строительство дамбы, были запущены трассы КАД и ЗСД, неразводной вантовый мост, реализованы проекты комплексной застройки территорий — введено 25 млн м2 жилья, были построены 188 школ и детских садов, прошли комплексную реставрацию 3,5 тыс. объектов культурного наследия, была принята полноценная нормативно–правовая база для социальной, жилищной, административной сфер. Именно в эти годы для ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников была "пробита" вторая пенсия.
Принято считать, что простых людей в большой политике просто так не появляется, что за ними всегда стоит локомотив: человек, организация, структуры. Валентина Матвиенко шаг за шагом раскрывала себя сама: служением людям, преданностью делу и своему предназначению. Ведя бесконечные приемы или выезжая на городские объекты, она сама общалась с людьми, слушала их, училась. За годы работы с огромным потоком информации у нее выработалась феноменальная память, которой всегда удивлялись ее коллеги. Пройдя десятки постов и кабинетов, она помнит каждого человека, с которым сводила судьба: будь то случайный прохожий, увидевший ее на улице, когда она была губернатором Петербурга и решившийся заговорить, или сослуживец из соседнего кабинета в райкоме КПСС, которого она не видела 30 лет.
Спикер Совета Федерации
Выход государства из кризиса и становление Петербурга как полноправной второй столицы России привели к очередным переменам. Опыт управленца с федеральным и дипломатическим опытом потребовался в работе на посту третьего человека в России. 31 августа 2011 года Валентина Матвиенко стала членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
С ее мнением по различным вопросам могут соглашаться или не соглашаться. Но она никогда не ограничивается простым "да" или "нет" и всегда разъясняет логику своей позиции, будь то вопросы экологической безопасности, децентрализации власти, использования "права сильного" в международных делах, устройства федерального или формирования региональных парламентов, вопросы внешней или внутренней политической агрессии. Поддерживая позицию по одним вопросам, она объясняет, почему не согласна по другим. Затрагивая комплекс международных проблем, она заявила в одном из интервью "РГ" в январе 2015 года: "Я, возможно, удивлю многих, включая канцлера Германии, но тем не менее прямо выскажу свою точку зрения. Я целиком и полностью согласна с госпожой Меркель, что нельзя использовать "право сильного" в международных делах. Нельзя бомбить мирную Югославию. Нельзя, вторгнувшись под надуманным предлогом в Ирак, повесить главу государства и ввергнуть страну в нескончаемый кровавый хаос. Нельзя, закрыв воздушное пространство над Ливией, разрушить страну и убить ее лидера, предварительно подвергнув его унизительным нечеловеческим пыткам. А что касается воссоединения Крыма с Россией, тут госпожа Меркель, один из самых авторитетных европейских политиков, по крайней мере, не точна. Россия, являясь, несомненно, сильным государством, не присоединяла Крым. Воссоединение — это в первую очередь заслуга и великое достижение народа Крыма и Севастополя, выразивших свою едва ли не единодушную волю на референдуме, проведенном в полном соответствии с современными демократическими нормами и Уставом ООН. Большинство жителей Европы, к сожалению, не информированы об этом".
В ноябре 2015 года в интервью "МК" Валентина Матвиенко отметила: "Мы достойно поступили в ситуации с Крымом. Вот если бы мы не заступились за землю, политую кровью наших предков, если бы президент не проявил политическую волю и позволил развязать в Крыму кровавую бойню против наших соотечественников, то сейчас был бы "крымский консенсус наоборот". Было бы всеобщее понимание того, что Россия предала саму себя и русских. Ведь в Крым уже собирались эшелоны националистов–карателей. Не вмешайся Россия — кровопролитие было бы страшнее, чем на юго–востоке Украины. Наш Черноморский флот там пробыл бы не более месяца, потому что холуйские власти Украины расторгли бы договор о морской базе ВМФ России в Севастополе. И вместо Андреевского флага там появились бы флаги США и НАТО. Вы думаете, граждане России простили бы такое развитие событий нашему президенту? Чувство национальной обиды предельно обострилось бы. Но мы сумели без единого выстрела создать условия для того, чтобы жители Крыма и Севастополя могли свободно выразить свою волю. Их волей было вернуться на Родину — в Россию. А потом мы выстояли под прессом санкций. Все это изменило атмосферу в российском обществе, и страна стала гордой, консолидированной, патриотичной как никогда".