"Точка невозврата" для "Трансаэро" пройдена: суд начал процедуру банкротства второго авиаперевозчика страны. Не помогли ни митинги работников, ни просьбы большинства кредиторов. "ДП" разбирался, как отразится банкротство "Трансаэро" на банковской системе.
В затянувшемся споре о том, нужно ли банкротить второго авиаперевозчика страны с долгом перед кредиторами в размере 260 млрд рублей, выиграли крупные кредиторы. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти запустил процедуру банкротства "Трансаэро", удовлетворив таким образом исковые требования Сбербанка.
"Никакого перевозчика на базе "Трансаэро" создано не будет. Остается только банкротство", — говорил еще в середине октября глава ФАС Игорь Артемьев. После этого крупные кредиторы по традиции бросились чуть ли не на перегонки банкротить компанию, которая тогда еще жила и летала, но постепенно теряла надежду на слияние с другим игроком. 19 октября Сбербанк подал в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявление о банкротстве "Трансаэро", на 1 минуту опередив Альфа-Банк. В результате иск Сбербанка стал основным, иски остальных — Альфа-Банка, ВТБ и ФНС РФ — приняты к производству как заявления о вступлении в дело.
Однако были и другие мнения: коалиция менее крупных кредиторов во главе с банком "Международный финансовый клуб" выступала против банкротства "Трансаэро". 12 банков договорились в октябре не подавать иски о банкротстве против перевозчика, провести собственный аудит компании. Согласно недавнему сообщению МФК, банки остановились на варианте финансового оздоровления "Трансаэро", при котором 75% плюс одна акция были бы переданы кредиторам, 20% долга компании было бы списано, а оставшийся бы разделили на две части: первую часть, которую "Трансаэро" бы смогла обслуживать с помощью своих денежных потоков, оставили бы на балансе, а вторую конвертировали бы в ценные бумаги. По расчету членов коалиции, которые консолидируют около 60% долга компании, банкротство авиаперевозчика приведет к большому ущербу для всей банковской системы. "ДП" попытался разобраться, как отразится банкротство "Трансаэро" на банковской системе теперь, когда процедура банкротства уже начата.
Долг "Трансаэро" оценивается в 260 млрд рублей. Известно, что часть этой суммы — задолженность другим компаниям, в большинстве своем лизинговым. "Аэрофлот" подал иски на 8,6 млрд рублей, иностранные компании, связанные с "ВТБ Лизингом", — более чем на $145 млн, подконтрольные "Роснефти" организации требуют более 4 млрд рублей, Госкорпорация по организации воздушного движения — более 700 млн рублей. Крупнейшим лизингодателем "Трансаэро" является "ВЭБ - лизинг", предоставивший самолеты на 55 млрд рублей. В целом обязательство по лизингу составляет около 150 млрд рублей, еще около 20 млрд рублей — это долги перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями.
Банкам "Трансаэро" должна около 85 млрд рублей, из них ВТБ — 12,7 млрд рублей, Газпромбанку — 7,9 млрд рублей, а Альфа-Банку — 600 млн рублей. Обязательства перед Сбербанком оцениваются примерно в 6 млрд рублей без учета лизинга.
По мнению аналитиков, никто из кредиторов не хотел бы подобного развития ситуации и единственным, кому могло быть выгодно банкротство "Трансаэро", был "Аэрофлот". Но самыми уязвимыми в этой ситуации оказались небольшие банки. Риски этих банков могут быть выше, несмотря на меньшие объемы кредитов, учитывая соотношение рисков и капитала этих банков, предупреждали ранее аналитики Moody's в своих отчетах.
Новости о влиянии на небольших кредиторов ситуации с "Трансаэро" были уже до этого. Так, еще в октябре рейтинговое агентство Standard & Poor's поместило под наблюдение долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги БФА Банка и начало пересмотр рейтинга БФА по национальной шкале "ruBBB+" — также с возможностью снижения. Аналитики опасались, что если "Трансаэро" не сможет выплатить свой долг по кредиту, то петербургскому банку придется покрывать убытки за счет собственных средств, что негативно скажется на его показателях взвешенных по риску активов и достаточности капитала. В то же время пресс-служба БФА комментирует, что на сегодняшний день у банка есть запас ликвидных активов и капитала, необходимых для выполнения всех своих обязательств и нормативов ЦБ РФ при любом развитии ситуации.
Также, возможно, досоздавать резервы придется и небольшому банку "Союз", которому "Трансаэро" задолжало 600 млн рублей. До этого "Ингосстрах", который контролирует банк, докапитализировал его на 1,9 млрд рублей, по неподтвержденным данным, акционеры приняли решение о докапитализации именно из-за ситуации с "Трансаэро".
"Мелкие кредиторы рассчитывали на реструктуризацию и пытались помочь себе сами, возможно потому, что рассчитывать на помощь извне не приходилось. И именно поэтому различные инициативы и действия по решению долговой проблемы "Трансаэро" (вхождение в капитал, списание части долга, проведение независимого аудита, обращения к ЦБ и правительству и т. п.) исходили от них. Позиция крупных кредиторов, по крайней мере Сбербанка, ВТБ, Альфа-Банка, была понятна с самого начала: банкротство как единственный вариант", — комментирует аналитик UFS IC Анна Базоева.
"Проблемы банков, связанные с банкротством "Трансаэро", — это проблемы недальновидности и низкого уровня резервов капитала. Небольшие по формату банки пострадают сильнее остальных за счет своего размера и уровня рисков", — считает старший аналитик Альпари Анна Бодрова.
Однако новости свидетельствуют о том, что банкротство авиаперевозчика затрагивает и более крупные банки. Так, банкротство "Трансаэро" повлияло и на сложную ситуацию во Внешпромбанке — одном из крупнейших банков в стране (34-е место по размеру активов). С сегодняшнего дня этот банк не проводит платежи — отключен от БЭСП. До этого банк нарушил все возможные нормативы ЦБ по капиталу из-за требования доформировать резервы на 7 млрд рублей. Согласно оценке агентства RAEX, которое понизило рейтинг банка накануне, банк должен был увеличить резервы и под обесценение кредита "Трансаэро".
Кроме того, банкротство "Трансаэро" может ударить по Новикомбанку, который контролируется "Ростехом": по данным СМИ, этот банк воспринимал "Трансаэро" как качественного заемщика и не создавал резервы под этот кредит, который к тому же номинирован в иностранной валюте.
Кроме названных банков, кредиторами компании выступают также Россельхозбанк, Газпромбанк, Абсолют банк, Московский кредитный банк, Московский индустриальный банк, банк "Открытие", МТС-банк и др.
Вероятность вернуть долги в полном объеме в случае с "Трансаэро" практически равны нулю, говорят эксперты. "Если предположить, что дыра в балансе "Трансаэро" возникла полностью благодаря девальвации рубля, то 30-40% от долга получить возможно. Однако до завершения процедуры банкротства эти средства не будут приносить процентный доход, в итоге стоит рассчитывать скорее на 20-30%", — оценивает аналитик Rye, Man & Gor Securities Василий Сапожников. "Определенная часть займов вернется к кредиторам, но вряд ли она будет заметной и превысит 25-45% от всей суммы долга", — считает Анна Бодрова.
Представители власти не раз заявляли о необходимости помочь кредиторам "Трансаэро". Вице-премьер Аркадий Дворкович даже говорил, что правительство готово поддержать позитивный сценарий кредиторов, которые выступали против банкротства, но этого не произошло. Однако одна мера была введена: в декабре стало известно, что банки-кредиторы авиакомпании "Трансаэро" должны по льготному графику создать резервы по долгу перевозчика в размере минимум 10% задолженности. График предполагает, что к 1 апреля кредиторы должны зарезервировать уже 20%, к 1 июля — 50%, а к 1 октября следующего года — уже все 100%. При этом ВТБ и Сбербанк уже заявили, что полностью сформировали резервы по долгам авиакомпании. Зампредседателя ВТБ Герберт Моос в ноябре говорил, что банк в III квартале создал резервы по "Трансаэро" в размере 16,4 млрд рублей. График предполагает, что к 1 апреля кредиторы должны зарезервировать 20%, к 1 июля — 50%, а к 1 октября следующего года — уже все 100%.
По оценке аналитиков, льготный график создания резервов — ощутимая помощь банкам со стороны государства. Посредством льготного формирования резервов банки хотя бы могут растянуть во времени убытки, относимые на баланс, до 1 октября 2016 года и снять давление на капитал. "Но ждать, что государство восполнит банкам убытки от неверных кредитных решений, не стоит", — говорит Василий Сапожников. "Вполне вероятно, что в ближайшее время мы увидим какие-то шаги со стороны государства, направленные на поддержку лизинговых компаний, которые на данный момент пытаются пристроить лайнеры из бывшего парка "Трансаэро", — предполагает Анна Базоева.