Журналист Владислав Бачуров о том, как российские тренеры ездили в Лондон на встречу с Жозе Моуринью.
И ты первым можешь ею поделиться. Или наоборот — оставить это знание при себе, чтобы только ты мог лучше понимать происходящие события (остальные–то только гадают, почему все произошло так, а не сяк).
Спортивные журналисты знают больше, чем простые болельщики. Они общаются с игроками, тренерами, агентами, футбольными чиновниками, с людьми из клуба — спортивными директорами, администраторами, пресс–атташе, видеооператорами. Они наблюдают за командой на сборах, на выездных матчах, следят, как тренер говорит с игроками и как сами футболисты перешучиваются между собой.
И один из самых информированных журналистов в нашем футболе — Илья Казаков. Ведь он был не просто журналистом — он комментировал на телевидении матчи в паре с известными тренерами, которые становились на некоторое время его коллегами и на долгое время друзьями. Он вел телевизионную программу, где в прямом эфире могли ссориться Анатолий Бышовец и Валерий Газзаев. Более того, он был пресс–атташе сборной России по футболу, в том числе и на том самом удачном для нашей команды чемпионате Европы 2008 года, когда сборная Гуса Хиддинка завоевала бронзовые медали.
В конце этого года вышла книга Ильи Казакова "Foot’больные люди" — сборник забавных случаев, свидетелем которых он был, рассказ о тренерах и игроках, которые с Ильей часто были более откровенны, чем с другими журналистами.
Читайте также:
Авторская колонка
Почему футболисты уходят из клубов
Многие эти истории я уже слышал от Ильи, ведь, когда я в Москве был главным редактором газеты и еженедельника "Спорт день за днем", Илья был нашим автором и членом редакционного совета (его заседания он тоже описал в книге — они проходили в узбекском ресторане недалеко от нашей редакции) — это и был наш самый главный инсайдер.
А некоторые истории Илья приберег для своей книги, я узнал их впервые. Вот, к примеру, как группа наших тренеров готовилась к сдаче экзаменов на тренерскую категорию Pro: Леонид Слуцкий, тогда еще совсем малоопытный тренер "Москвы", Игорь Колыванов, только что ставший чемпионом Европы с юношеской сборной, Гаджиев, Игнатьев, Оборин, Петраков, Шевчук, Побегалов, Кобелев, Чернышов.
У них была выездная сессия: поездка в Лондон, поход на матч "Челси" — "Арсенал", общение с Жозе Моуринью.
Сергей Васильевич Андреев предупредил коллег еще в Шереметьеве: "У меня есть свой сайт. Все, что увижу, буду выкладывать в отчетах".
Прилетели. Поехали на базу "Челси". На одном из полей закончилась тренировка дубля. Мячи остались лежать рассыпанными по полю. Тренеры смотрели, как уходит команда, и не понимали: что за бардак? Почему администраторы сачкуют? Из–за кустов выехал трактор. Позади были гигантские грабли. Трактор лихо промчался по полю, собрав мячи, и пропал из виду.
— Сообщаю на сайт, — сообщил онемевшему народу Андреев. — У нас в Ростове во время посевной техники не хватает, а здесь жируют.
Появился Моуринью. Все оживились. Он пошел поздороваться и персонально поприветствовал Слуцкого. Все опешили. Статус Леонида в профессиональной среде был перед поездкой не самым высоким. Моуринью поднял реноме будущего чемпиона России и нынешнего тренера сборной до немыслимой высоты.
— Сообщаю на сайт, — снова сказал онемевшему народу Андреев. — Для лучшего тренера мира есть только Слуцкий. Остальные могут уезжать.
Моуринью сказал, что с удовольствием придет пообщаться с коллегами после тренировки, и с неким сомнением посмотрел на тех, кто годился ему в отцы. Пошел к команде. Посмотрели тренировку, после которой к нашим тренерам вышел Моуринью с помощником. В банном халате и шлепанцах.
— Сообщаю на сайт, — сказал Андреев. — 12:00, исторический момент. Началась встреча русских тренеров с Моуринью.
Тот еще раз поприветствовал публику, сказал длинную фразу и показал на своего ассистента.
— Он просит его извинить, — сказала переводчица. — Возникли неотложные дела, поэтому он попросил ответить на все вопросы своего помощника, отвечающего за тактику. И будьте уверены, что никаких секретов от вас нет.
Моуринью быстро попрощался и вышел.
— Сообщаю на сайт, — сказал в полной тишине Андреев. — 12.01. Все посланы на…
— Сколько у них в неделю бывает кроссов? — попросил перевести свой вопрос Борис Петрович Игнатьев.
— Сколько кроссов? Это смотря сколько матчей в неделю. Если один, то до 20, если два, то до 40.
Сорок кроссов в неделю! Стало ясно, почему в Англии футбол более скоростной. Хорошо, что в зале был Слуцкий.
— Кроссами в Англии называют передачи с фланга в штрафную, — сказал он.
Все выдохнули.
— А бегают–то они сколько? — спросил Борис Петрович.
Тренер пожал плечами: они с мячом бегают. На тренировке.
— А что ест Терри, что он так играет? — спросил Сергей Павлов. — Какое у него меню?
Тренер задумался. Вспомнил, что Терри ел сегодня картошку фри и выпил кока–колу.
Англия была страной загадок. И слова Моуринью "от вас нет секретов" начали смущать.
— А кто у вас из клуба к губернатору ходит? — спросил Сергей Оборин.
— К какому губернатору? — не понимая, уточнил англичанин.
— Насчет бюджета.
— Смотрите, наш бюджет складывается из трех долей: спонсоры, реализация телеправ и доходы в matchday.
— Это понятно, — сказал Сергей Григорьич. — А к губернатору–то кто ходит?