Петербургский предприниматель Андрей Саватеев организовал успешное производство сувенирных головных уборов. Его фирма KDSM занимается производством уже 11 лет. Оборот предприятия — 15 млн рублей в год.
Производить сувенирные головные уборы Андрею Саватееву (ИП "Саватеев") посоветовал в начале 2000–х его друг Николай Осипов, который первым придумал продавать капитанские фуражки на одном из курортов страны. Николай Осипов поделился с товарищем всеми секретами пошива изделий, и Андрей Саватеев сейчас называет коллегу не иначе как наставником, открывшим ему дорогу в успешный бизнес. С 1998 года у Андрея Саватеева работала небольшая фирма по пошиву спецодежды. Оценив выгоды от шитья сувенирных изделий, предприниматель отказался от прежнего бизнеса и не прогадал.
Конкуренты из Китая
"Поначалу мне приходилось упрашивать владельцев сувенирных развалов в центре города взять мою продукцию на продажу. Но вскоре за фуражками стали выстраиваться очереди, и каждая компания просила не продавать конкурентам товар", — вспоминает Андрей Саватеев. Стартовые вложения в несколько сотен тысяч рублей быстро окупились, и вплоть до 2005 года бизнес предпринимателя начал расти как на дрожжах. Потом в середине 2000–х в городе появились крупные холдинги, которые начали возить аналогичную продукцию из Китая и демпинговать. "Пропала эксклюзивность предложения, прилавки наводнили изделия низкого качества, стоившие на 15% дешевле наших", — с горечью вспоминает бизнесмен. Несмотря на это, Андрей Саватеев продолжил работу, и только в 2006 году его компания изготовила и продала 105 тыс. морских головных уборов. Параллельно компания расширяла ассортимент и даже сумела стать эксклюзивным поставщиком продукции для болельщиков "Зенита" и хоккейного клуба "СКА".
Ушанки с принтом
Сейчас фирма выпускает более 20 моделей головных уборов — шапки, фуражки, пилотки, колпаки, цилиндры. В 2011 году предприниматель завел на производстве полноцветную печать. На покупку принтера, комплектующих к нему и наем специалиста–оператора ушло больше 1 млн рублей. Но новая технология позволила наносить на ушанки любые изображения. Это привлекло корпоративных клиентов. Так, одними из первых на производстве появились ушанки с логотипами компаний "Ладога" и "Мираторг". А оборот KDSM увеличился до 15 млн рублей в год. Сейчас в компании Андрея Саватеева в штате на постоянной основе работают 10 человек. При необходимости привлекается по аутсорсингу до 40 человек.
Ностальгия
Андрей Саватеев считает, что "золотой век" для сувенирщиков был во время градоправления Валентины Матвиенко. Тогда на проведение массовых городских гуляний из бюджета выделялось около 100 млн рублей. Торговцы получали места на ярмарках и во время общегородских праздников. "Сейчас размах уже не тот, но КРППР продолжает поддержку народных умельцев", — признает бизнесмен. В этом году на выставки Андрей Саватеев потратил около 800 тыс. рублей. Он не получил субсидии от комитета (350 тыс. рублей) только потому, что у предпринимателя оказался неоплаченным штраф — 200 рублей, о котором он попросту забыл. Владелец сувенирного магазина "Дюна" Алексей Дюндин говорит: "Сейчас компании предвкушают новогодние продажи. В декабре обороты вырастают на 20–30%, а в последние 5 дней месяца — на 50%". Объем сувенирного рынка Петербурга — $30 млн в год.