"ДП" подводит итоги 2015 года: главные события в страховании

 <span style="font-weight:bold;">Главной темой года для</span> страхового рынка стали тарифы по ОСАГО, подвергшиеся пересмотру, который улучшил ситуацию. Некоторые же другие отрасли страхования испытывали проблемы, а Центробанк приступил к перетряхиванию рынка.

В прошлом году после многолетних обсуждений игроки наконец начали реформу рынка ОСАГО, были приняты необходимые поправки в законы, пересмотрены лимиты выплаты, рассчитаны коэффициенты тарифов. И в текущем году страховщики дождались уже роста тарифов. Это заметно улучшило ситуацию по сборам, если бы не ОСАГО, страховщики показали бы минимальный прирост по собранным премиям.
В целом ситуация на рынке обязательного автострахования выглядит неплохо, чего не скажешь о других обязательных видах. Так, механизм страхования туроператоров показал свою полную несостоятельность. С прошлого года, когда страховщики ушли в убытки по данному сегменту из–за волны банкротств туроператоров, ситуация мало изменилась. Обострилось только нежелание компаний страховать такие риски. Также неудачная попытка навязать застройщикам страхование своей ответственности перед дольщиками привела к скандальному исходу.
Также в текущем году рынок в полной мере ощутил на себе работу регулятора — часты были случаи отзыва лицензий, в том числе у крупных петербургских игроков. В будущем году Центробанк планирует не только отзывать лицензии, но также и санировать страховые компании, так что, возможно, мы увидим интересные случаи консолидации игроков.
Долгожданный для страховщиков рост тарифов по ОСАГО помог им значительно нарастить сборы. Но реформа рынка привела к росту продаж поддельных полисов и жалобам клиентов. Реформу ОСАГО и повышение лимитов по выплатам правительство начало еще в прошлом году, но увеличение тарифов произошло только в текущем году. По данным Российского союза автостраховщиков, в октябре средняя стоимость полиса ОСАГО превысила 6,1 тыс. рублей, подорожав на 2,4 тыс. рублей, или 66%, по сравнению с октябрем 2014 года. В свою очередь, размер средней выплаты за год вырос на 77%, до 61,7 тыс. рублей.
Стоит отметить, что в 2015 году рост объема сборов страховщиков в целом был обеспечен как раз ростом стоимости ОСАГО. Так, в Петербурге за 9 месяцев объем собранных премий вырос на 9,1%, почти до 54 млрд рублей, при этом премии ОСАГО выросли сразу на 49%, до 9,5 млрд рублей.
На фоне роста стоимости полиса активизировали свою работу мошенники. Автовладельцы, не готовые к новой стоимости ОСАГО, оказались легкой добычей для продавцов поддельных полисов. Такие полисы на сером рынке можно было найти по 500 – 1500 рублей. По оценкам участников рынка, за текущий год было продано примерно 1 млн фальшивых страховок, или 2 – 2,5% от общего количества проданных договоров. Но и сами страховые компании оказались не промах. Часто они начисляли неверные коэффициенты к базовому тарифу ОСАГО, что ограничивало размеры скидок на полисы. Так что клиенты завалили Центробанк жалобами на страховщиков.
Теперь страховщики разрабатывают свой новый проект в ОСАГО — либерализацию тарифов, однако этот процесс может затянуться на 2 – 3 года, поскольку пока к этому рынок не готов.
Остались без лицензий
В текущем году ЦБ , отличающийся жестким подходом к регулированию банков, провел также чистку и в круге страховых компаний. Лицензии теряли и петербургские страховщики. Так, в апреле лицензий лишились петербургские "Авеста" и "Авеста–Мед", а также старейший игрок рынка медицинского страхования — группа "АСК" (компании "АСК–Петербург" и "АСК–Мед"), в июле — СК "Славянка". В декабре регулятор отозвал лицензии компаний «Проспект» и «Жива», которая входила в страховую группу "Помощь". Причем ведущая компания группы — СО "Помощь" — с сентября работает с приостановленной лицензией. Теперь в Петербурге работает всего 27 страховщиков.
До сих пор страховым компаниям в случае отзыва лицензии была доступна только процедура банкротства. Однако Центробанк намерен в 2016 году вынести на обсуждение законопроект о санации страховщиков, наподобие механизма санации банков, который достаточно успешно работает с 2008 года.
Безнадежные туроператоры
Череда банкротств туроператоров в 2014 году привела к тому, что в текущем году от страхования таких компаний отказалось большинство крупных страховщиков.
Нежелание работать с данным сегментом они объяснили слишком высокими рисками и тем, что собранные премии не покрывают расходов на выплаты туристам. Данная позиция привела к тому, что туроператоры начали страховаться у мелких страховщиков.
В итоге одна из таких компаний — СК "Ллойд–Сити", застраховавшая 272 операторов (15?% рынка страхования туроператоров), сначала столкнулась с финансовыми трудностями, а потом дошла и до банкротства.
Очевидно, что механизм страхования ответственности туроператоров не работает. О своем разочаровании результатами применения вмененных видов страхования заявил и зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин. В декабре он вовсе предложил отказаться от обязательного страхования операторов.
Клиенты экономят
Непростая ситуация в экономике заставила компании и население сократить свои расходы, в том числе и на страхование. Чтобы совсем не потерять клиентов, страховщики стали активнее предлагать им полисы с франшизой (когда часть покрытия рисков берет на себя клиент). Наибольший рост продаж полисов с франшизой был в автостраховании каско, которое сильно пострадало из–за падения продаж автомобилей. В текущем году по сравнению с прошлым, по оценкам страховщиков, доля продаж каско с франшизой выросла с 10–15? до 60?%.
Механизм страхования с франшизой страховые компании стали активно предлагать также и корпоративным клиентам, оформляющим ДМС для сотрудников. В текущем году до 40?% клиентов пересматривали и сокращали свои пакеты ДМС, например, отказываясь от услуг стоматологии. Застрахованный по полису франшизой при этом может самостоятельно при обращении в клинику доплатить за необходимое ему лечение.