Петербургский концерн "Океанприбор" инвестировал 1 млрд рублей в производство пьезокерамики в Таганроге.
Крупнейший игрок российского рынка гидроакустики петербургское ОАО "Концерн "Океанприбор" инвестировало 1 млрд рублей в модернизацию своей 100%–ной "дочки" — АО "Таганрогский завод "Прибой". Это предприятие выпускает гидроакустические приборы для подводных лодок и надводных кораблей, а с 2016 года запустит крупнейшее в России серийное производство пьезокерамики, которая используется в гидроакустике — преобразует механическое воздействие в электрический сигнал.
Пьезокерамические датчики также используются в автомобилестроении (парктроники, расходомеры), в медицинском оборудовании, например в аппаратах ультразвукового исследования.
Российский рынок пьезокерамики оценивается в $200 млн в год. Доминируют на нем иностранные производители.
"Океанприбор" станет самым мощным местным производителем. Он рассчитывает потеснить иностранцев на родном рынке, в первую очередь в секторе гражданских заказов, и за счет этого довести долю доходов по гражданским контрактам до 50% в совокупной выручке группы "Океанприбор".
По итогам 2014 года, согласно СПАРК, совокупная выручка группы составила около 6 млрд рублей. Большая ее часть (70%) получена за счет выполнения гособоронзаказа.
Модернизация из бюджета
В группу помимо головной компании ОАО "Концерн "Океанприбор" входит еще девять предприятий, разрабатывающих и производящих гидроакустическое оборудование и его компоненты. При этом головная площадка в Петербурге является и основным разработчиком, и основным сдатчиком серийного оборудования. Среди "дочек" "Океанприбора" — ОАО "Таганрогский завод "Прибой" с годовым оборотом около 1,5 млрд рублей — самая крупная.
На ее модернизацию "Океанприбор" привлек средства за счет дополнительной эмиссии своих акций, которые выкупил единственный собственник — Росимущество.
Дефицитный элемент
Благодаря модернизации "Прибой" теперь сможет выпускать 5–6 т пьезокерамики в год. Этот объем с лихвой перекрывает потребности всей группы.
Излишки предполагается продавать производителям медицинской техники, автокомпонентов, а также конкурентам, другим производителям гидроакустики, в частности петербургским предприятиям "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", "Концерн "Морское подводное оружие — Гидроприбор", ЗАО "Аквамарин". Российские производители пьезокерамических датчиков, по словам экспертов, ранее не удовлетворяли потребности отечественных потребителей, прежде всего они были ориентированы на военных заказчиков, а для гражданской продукции пьезокерамика поставлялась в основном из Чехии, Китая, стран Балтии, США и т. п.
По оценкам специалистов "Океанприбора", потребность отечественного военного кораблестроения в пьезоэлементах составляет примерно 10 т в год, а производителям гражданской продукции необходимо по меньшей мере вдвое больше, не менее 20 т.
Ускоренная доставка
Помимо "Океанприбора" пьезокерамику выпускают в России волгоградское ООО "Аврора–ЭЛМА", ростовское НКТБ "Пьезоприбор", московское ОАО "НИИ "ЭЛПА". Но их мощности, по словам участников рынка, весьма скромные.
"Мы будем рады, если в России появится собственное производство пьезокерамики, которая сейчас очень востребована в сфере создания гидроакустических систем. Поскольку после развала СССР производственная база по выпуску пьезокерамики была утеряна. В частности, производства остались в странах Балтии. В России есть несколько предприятий, которые заявляют, что выпускают пьезокерамику, но объемы производства очень невелики. Поэтому "Океанприбор" в основном будет конкурировать с импортом, в том числе из стран Азии", — говорит Юрий Кириллов, заместитель главного конструктора предприятия по координации работ и маркетингу ЗАО "Аквамарин" (производит гидроакустические приборы).
По мнению Льва Литвинова, менеджера компании "Спектормед", хорошо, что в России появится новое производство пьезокерамики, поскольку сейчас такого производства практически нет. "Мы используем пьезоэлементы, которые поставляются из Швеции, Прибалтики, Англии и США. Иногда, если какой–то аппарат ломается, ждать прихода новых компонентов из–за границы очень долго", — добавляет эксперт. По его словам, российский производитель мог бы решить эту проблему.
“
Запуск производства пьезокерамики в России — очень перспективное направление, которое находит применение в автомобилестроении, медицине. А поскольку "Океанприбор" объединяет высокотехнологичные предприятия и выпуск пьезоэлементов тут создан не на пустом месте, то, несомненно, он сможет производить качественную продукцию и занять свою нишу на рынке. В России есть несколько небольших компаний, производящих пьезокерамику. В мире ее производство хорошо развито в Англии, США, Франции, Чехии. Думаю, "Океанприбор", как холдинг с именем, сможет выйти и на международные рынки.
Игорь Коротченко
главный редактор журнала "Национальная оборона"
“
Новому производителю пьезокерамики в перспективе было бы выгодно выпускать не только пьезоэлементы, но и различные готовые приборы с их использованием, в частности сами датчики. Мне кажется, сейчас это наиболее перспективное направление. Например, наша компания закупает не сами пьезоэлементы, а приборы с их использованием. Мы размещаем заказы на производство на российских предприятиях. Вообще, пьезоэлементы сами по себе практически не импортируются в Россию, в основном они попадают к нам в составе уже готовых изделий.
Владимир Фомченко
главный инженер НПП "Ратекс" (производство ультразвукового оборудования)