Госпрограмма поддержки автолизинга, обеспечивавшая 80% продаж коммерческого транспорта, больше не действует. Однако лизинговые компании продолжают давать скидки клиентам, чтобы удержать спрос.
В декабре завершилась госпрограмма льготного автолизинга. Однако лизинговые компании не хотят сбавлять обороты и продолжают предоставлять скидки клиентам за свой счет.
Программа льготного лизинга, наравне с субсидированием ставок по автокредитам, была запущена весной 2015 года как мера поддержки автомобильной промышленности. Сначала в ее рамках покупатели могли приобрести автомобиль в лизинг со скидкой на уплату авансового платежа до 10% от стоимости машины, затем в октябре программа была обновлена, и лизинговые компании стали предоставлять 10%–ную скидку клиентам под субсидии из госбюджета.
Участники рынка говорят, что программа оказалось очень успешной: так, до 80% сделок с коммерческим транспортом проходили при поддержке государства. Вообще при поддержке правительства за прошлый год было продано около 600 тыс. машин.
Антикризисные скидки
Тем не менее госпрограмма хоть и поддержала автолизинг, но не спасла его от сокращения. По подсчетам агентства "Эксперт РА", по итогам 2015 года сегмент сократился на 20%. За 9 месяцев 2015 года к тому же периоду 2014 года, по данным "Эксперта РА", российский рынок лизинга сократился до 385 млрд рублей (доля Петербурга — 6–7%).
Без госсубсидирования автолизинга рынок просел бы на все 40%.
Как отмечали в правительстве, в результате лизинговой поддержки объем производства и продаж машин тоже показал не такое глубокое падение, какое могло бы случиться без госпомощи.
Так, в Петербурге, по данным "Auto–Dealer–СПб", за 11 месяцев к тому же периоду 2014 года продажи новых машин сократились на 34%, до 112 тыс., а объем производства — на 16%, до 277,5 тыс. автомобилей.
"С завершением госпрограммы мы приняли решение продлить льготные предложения для клиентов до 1 января 2016 года. Компания улучшила условия льготного лизинга: размер скидок был увеличен до 15% от стоимости автомобилей, при этом ценовые льготы распространяются на все сделки, независимо от вида автотранспорта и финансовых условий договора", — рассказывает генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов.
По его словам, в 2015 году компания запустила 16 совместных акций с автопроизводителями. В период действия госпрограммы (май–декабрь) мы интегрировали акционные предложения с выгодами льготного лизинга — в итоге оказалось возможным сократить стоимость автолизинга многих моделей на 15–20%, говорит Алексей Смирнов.
"С 1 по 31 декабря компания запустила собственную программу льготного автолизинга взамен завершившейся государственной программы. Как и ранее по госпрограмме, мы своим клиентам — юридическим лицам давали скидку 10% от стоимости нового легкового автомобиля, но теперь из своего бюджета, а не за счет государства", — говорит Александр Михайлов, старший вице–президент компании "Европлан".
Участники рынка замечают, что предоставление скидки за свой счет в декабре сыграло им на руку. "Действительно, снижая стоимость лизинга, компания снижает доходность каждой конкретной сделки и недополучает определенную прибыль. Но все это краткосрочные потери", — объясняет Алексей Смирнов. Как он говорит, политика скидок позволяет выстроить долгосрочные отношения с клиентом — почти 60% лизингополучателей обращаются повторно.
Как добавляет Александр Михайлов, специализированные автолизинговые компании являются крупными оптовыми покупателями, поэтому получают значительные скидки от автопроизводителей и дилеров. Благодаря этому новые акции и спецпредложения запускаются даже в такие непростые времена, замечает он.
Драйвер рынка
Окончательные данные об отдельных сегментах рынка лизинга в регионах еще не подведены. Но, как отмечают в ООО "Райффайзен–Лизинг", автолизинг был одним из основных драйверов этого рынка в 2015 году.
"Прогнозы по рынку автолизинга на 2016 год весьма позитивные, в особенности на фоне сдержанных прогнозов в отношении других лизинговых сегментов, — говорят в компании. — Дополнительным фактором, который может сыграть существенную позитивную роль в дальнейшем развитии автолизинга, является информация о том, что Минпромторг намерен продолжать работу по использованию программ поддержки российского автопрома в 2016 году. В том числе речь идет и о возобновлении субсидирования лизинга автомобилей".
“
Касательно ситуации со скидками после сворачивания госпрограммы по поддержке автолизинга можно выделить два фактора. Во–первых, скидки являются одним из важных элементов процесса продаж, в том числе и в лизинге. Во–вторых, госпрограмма Минпромторга 2015 года по субсидированию автолизинга была весьма успешной. Спрос компаний на скидки в рамках программы рос на протяжении всего 2015 года. После окончания действия программы в начале декабря поток обращений клиентов остается весьма высоким. Поэтому лизинговые компании имели хорошую возможность предложить своим клиентам собственные альтернативные дисконтные программы. Что касается источников формирования дополнительных скидок, то варианты могут быть самые разные. Но, пожалуй, наиболее частым вариантом формирования дополнительной скидки со стороны лизинговой компании является скидка, полученная ею от поставщика автомобилей. Такие скидки со стороны поставщиков, как правило, предоставляются в обмен на обязательство лизинговой компании обеспечить определенное количество продаж автомобилей.
Андрей Донченко
руководитель региональных филиалов ООО "Райффайзен–Лизинг"
“
Сегодня клиент более заинтересован в гибких и быстрых инструментах для развития своего бизнеса. Поэтому появились даже такие решения, которые позволяют получать лизинг "в рассрочку", когда за счет выбора подходящей выкупной цены предмета лизинга можно существенно уменьшить и сумму ежемесячного платежа. Притом выкупной платеж может достигать 40% стоимости предмета лизинга. Таким образом, уплата более весомой суммы будет отсрочена на более поздний срок. Лизинг на практике подтверждает, что даже в сегодняшних экономических условиях, когда банки рассматривают крупные заявки клиентов в течение месяца, он готов предоставлять клиентам 200–300 млн рублей за пару недель, работая по принципу "лизингового конвейера". Но важно, чтобы и клиент был готов правильно рассчитывать свои инвестиционные планы.
Ольга Кириллова
директор управления организации продаж АО "Сбербанк Лизинг"