Банк "Санкт-Петербург" подал иск о банкротстве руководителя ассоциации энергостроительных предприятий Северо-Запада и бывшего главы УК "Энергокапитал" Виталия Млынчика за долг в 43 млн рублей. Бизнесмен расплачивается за ошибки, допущенные в кризис 2008 года, когда он возглавлял группу "Нобель".
Иск банка "Санкт-Петербург" о несостоятельности гражданина РФ Виталия Ивановича Млынчика поступил в Арбитражный суд СПб и ЛО 29 декабря 2015 года. Пока он еще не принят к рассмотрению. В банке не прокомментировали иск.
Виталий Млынчик является одним из сооснователей электромонтажной группы "Нобель" (оборот в 2008 году составлял 166 млн рублей, с тех пор компания не предоставляла отчетности). Компании занимались подключением абонентов к сетям "Ленэнерго", под которые и набрали кредитов. В кризис 2008 года в "Ленэнерго" в очередной раз сменился гендиректор, и новый глава Дмитрий Рябов перестал платить подрядчикам, бывшим до него. В результате группа "Нобель" задолжала нескольким банкам около 150 млн рублей, по долгам поручились ее владельцы. Большая часть компаний группы "Нобель" обанкротились, а головная компания, хотя и не прошла процедуру, прекратила работу. По ее телефонам отвечают другие организации.
"Мои партнеры от долгов открестились, а я вот до сих пор их отдаю", — рассказывает Виталий Млынчик.
По его словам, изначально долг перед банком "Санкт-Петербург" составлял 70 млн рублей. "25 млн выручили, продав все мое имущество, еще 2 млн я отдал сам. Планировал и остальные 43 млн отдавать постепенно, как деньги появятся. Заключил об этом с банком мировое соглашение, но выполнить его мне не удалось. А перезаключать банк не хочет, хотя я предлагал. С другими кредиторами, которым я в общей сложности сейчас должен около 50 млн рублей, удалось нормально договориться, есть диалог. А этот банк — он такой огромный, что непонятно, с кем в нем говорить. У них одна рука не знает, что делает другая. Вот и подали в суд. Ну а я, раз они подали в суд, им платить перестал, стал платить другим кредиторам, которые со мной общаются. Как-то раз представитель "Санкт-Петербурга" ко мне на работу пришел с доверенностью от пристава, арестовал часть зарплаты — вот и все, что они от меня видели".
В 2014 году банк "Санкт-Петербург" попытался привлечь Виталия Млынчика к субсидиарной ответственности по долгам входящей в группу "Нобель" компании "ПРЭО "Сети и системы", обанкротившейся в 2013 году, в размере 60 млн рублей, но суд в этом отказал.
"Теперь вот они на банкротство подали. Я и сам подумывал о своем банкротстве: очень уж хочется поскорее закончить эту историю с долгами. Но, во-первых, как-то неудобно было перед нормальными кредиторами, а во-вторых, я пока не до конца понимаю особенностей этой процедуры. А раз уж "Санкт-Петербург" сам подал — значит так тому и быть. Брать с меня уже особо нечего", — рассуждает ответчик.
Правда, в рамках дела о банкротстве банк "Санкт-Петербург" может попытаться оспорить сделки по погашению других кредитов. Но Виталий Млынчик уверен, что другие кредиторы, которые вместе имеют чуть больше требований, чем "Санкт-Петербург" (50 млн против 47 млн), объединятся и не дадут крупнейшему кредитору такой возможности.
"Как говорил Серафим Саровский, упасть не грех, грех не подняться", — говорит Виталий Млынчик. Сейчас он работает заместителем гендиректора "Первой энергосервисной компании" (куда и приходил пристав), а также возглавляет комиссию по энергетике и строительству петербургского отделения "Опоры России". А бизнесом продолжает заниматься его сын Владимир, совладелец и гендиректор группы Quadro Electric. Компания занимается тем же, что и группа "Нобель", но, как уверяет Млынчик-старший, его сын хорошо усвоил урок отца и не повторяет его ошибок. "В "Нобеле" мы держали на бессрочных контрактах 300 человек, каждый из которых потом получил двойное выходное пособие и еще год ходил в суд, чтобы получить еще что-нибудь. Была иллюзия, возникшая в сытые годы, что можно набрать людей и бизнес пойдет сам. А сейчас к набору сотрудников надо подходить более аккуратно и платить им зарплату только в привязке к заключенным контрактам". Кроме того, если "Нобель" работал лишь с одним заказчиком — "Ленэнерго", то у Quadro Electric клиентов множество, и "Ленэнерго" среди них нет.