Потомственный мясник из Австрии, отчаявшись найти в России привычную колбасу, открыл в Петербурге производство колбас и сосисок по немецким рецептам. В проект было вложено 90 тыс. евро.
Гюнтер Яшке, потомственный мясник из Австрии в четвертом поколении, поработав с 2000 года в России распространителем специй и рецептур для мясоперерабатывающих заводов, в конце прошлого года открыл в Петербурге свое дело — небольшое производство колбас и сосисок по традиционным австрийским и немецким рецептам под маркой Gunter`s (ООО "Гюнтерс Мясные Продукты"). "Не мог больше видеть, какого качества мясную продукцию продают в России", — делится своим впечатлением о русской колбасе Гюнтер Яшке. Колбасу ему предложил делать немецкий ресторан Paulaner в гостинице Park Inn на Московском проспекте.
В проект было вложено 90 тыс. евро собственных накоплений владельцев, рассказал генеральный директор компании Василий Шпедт. Производственные мощности решили вывести на аутсорсинг на двух заводах, один из которых — "Руссо-Балт". "Рецептуры абсолютно такие же, как в Австрии, только из местного сырья, — рассказывает Гюнтер Яшке, — а все специи изготовлены в Австрии". Оборудование позволяет выпускать до 5 тонн колбас ежедневно, но на заявленную мощность производство пока не вышло.
Сбыт налаживается по торговым сетям премиум-класса ("Азбука вкуса", "Супербабилон") и в сегменте HoReCa. Мясную продукцию покупают также отели и некоторые европейские консульства. Ведутся переговоры с сетью Metro Cash and Kerry. Также продукция есть уже на рынке столицы. Мечтает австриец попасть со своей продукцией в число поставщиков компании Subway, которая использует множество видов мясных деликатесов для сэндвичей.
Один из эксклюзивных продуктов, который делает Гюнтер Яшке — горячее копченое мясо, его пока не производят местные фирмы. "Мне очень жаль российский рынок мясопереработки, — говорит предприниматель, — в последнее время местные производители уходят с рынка один за одним — не выдерживают прессинга торговых сетей, процессов оптимизации в связи с растущим курсом евро и другими проблемами".
Предприниматель рассказывает, что в производстве строго соблюдает рецепты и потому не ждет от своего бизнеса сверхприбылей. "Например, я выдерживаю мясо в морской соли и специях 2 недели, — рассказывает австрийский бизнесмен. — Немыслимое дело для российских переработчиков — заморозить сырье, а значит и деньги, на такой долгий срок. Здесь всем надо быстро-быстро... Потому что у предпринимателей есть мнение, что условия на рынке могут измениться в худшую сторону, и потому все надо брать сейчас...". Тем не менее бизнес работает с рентабельностью 25%. В штате компании пять человек, вместе с дистрибуцией, логистикой и бухгалтерией на аутсорсинге — 14 сотрудников.
Как рассказывают участники рынка мясопереработки, отрасль до сих пор не вполне оправилась после эмбарго 2014 года, но производители мяса отреагировали на дефицит оперативнее других. Например, городские рестораторы отмечают, что мясо — почти единственный продукт, который местным поставщикам удалось "импортозаместить". При этом многие отмечают, что рынок монополизируется, небольших компаний мало, а крупные поставщики диктуют свои условия сотрудничества и регулярно повышают цены — на 20-30% в квартал. В итоге цены на мясо и полуфабрикаты продолжают расти с опережением уровня инфляции как в розничной продаже, так и в HoReCa. Среди лидеров рынка — "Мираторг", "Атриа Россия" (бренды "КампоМос" и "Пит-продукт").
Лилия Кулешова, коммерческий директор ООО "Супер Бабилон СПб", рассказывает, что испанский хамон никто из местных производителей не заменил, и полностью восстановить ассортимент начала 2014 года силами российских производителей невозможно. Тем не менее местные компании не только расширяют производство, но и разрабатывают новые рецептуры, в том числе используя элементы европейской кухни. В ассортименте сети в последнее время появилось много продуктов из российских городов, особенно активны компании из Москвы и Московской области. "Это, к примеру, бренды "Ближние горки", "Ристоль", lebongout. Делают паштеты, галантины из курицы и утки, сосиски, колбасу из индейки", — рассказывает Лилия Кулешова. На качество отечественных продуктов ретейлеры не жалуются, но отмечают, что продукты с небольшим сроком годности постепенно становятся недоступными для все большей части покупателей.