В Госдуме снова утверждают, что в России должен быть единый государственный оператор, занимающийся вопросами въездного туризма. Такое в истории уже было, и "ДП" вспомнил, как работал в советское время туристический монополист.
Экстравагантные предложения о том, что бы еще сделать с туристическим бизнесом в России, звучат в последнее время так часто, что представители отрасли уже даже перестали от них морщиться. И если выдворение с рынка четырех туроператоров наводило специалистов на мысли о возвращении в девяностые, то последняя инициатива предлагает отправиться еще дальше в прошлое.
Первый
замглавы
думской фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов выступил с предложением о создании единого государственного туроператора по въездному туризму. Такая компания должна привлекать в Россию туристов и обеспечивать их качественными услугами. А множество частных турфирм, по мнению чиновника, с такой задачей справиться не в состоянии.
Такие же мысли беспокоили власти Советского Союза в начале 20-х годов прошлого века. Тогда и была создана государственная компания "Интурист", главными целями которой было привлекать в СССР и обслуживать иностранных туристов.
Почему в СССР съели Кука?
В 1923 году в Советском Союзе подумали, что иностранные туристы – это неплохой источник прибыли. Дело оставалось за малым – где-то раздобыть этих самых туристов. Нужны ли кому-то поездки в СССР, до конца было не ясно. Тогда и было принято решение обратиться за помощью к пионерам туристического бизнеса, компании "Томас Кук и сын".
Там предложением заинтересовались, но по ряду причин переговоры начались только в 1925 году. Впрочем, в итоге договориться вообще ни о чем не удалось: "Томас Кук и сын" не получил даже право продавать железнодорожные билеты иностранцам, следующим транзитом через СССР. Зато заинтересованность компании показала, что спрос на поездки в Советский Союз все же есть. И тогда было решено справиться с доставкой и обслуживанием иностранных туристов своими силами.
Главный по туризму
Для того чтобы развивать въездной туризм, в 1929 году было создано государственное акционерное общество по иностранному туризму "Интурист". В 1933-м, объединившись с Всесоюзным акционерным обществом "Отель", компания получила 17 гостиниц и новое имя – Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ВАО "Интурист"). Председателем правления первого государственного монополиста в СССР стал брат первой жены Сталина Александр Сванидзе.
"Молодые кадры, окончившие советские вузы, великолепно изъясняющиеся на иностранных языках, сопровождающие туристов во время их путешествий по Советскому Союзу, объясняющие им советскую экономику, пролетарскую культуру, социалистическую стройку, новый быт и т. д., и т. п.; каждый из этих гидов является маленьким полпредом нашей страны перед группами иностранцев", – так описывали сотрудников "Интуриста" выпущенные к пятилетию компании брошюры.
Есть мнение, что "маленьких полпредов" изначально набирали из рядов КГБ и НКВД. Да и потом старались пополнять штат исключительно "проверенными людьми". А в 1937 году и среди проверенных начали искать врагов народа. Тогда же в шпионаже был обвинен и сам Сванидзе. А "Интурист" уже в том же году из-за попыток избавиться от всех подозрительных испытал острую нехватку кадров, грозившую сорвать выполнение плана по туризму.
Даже те, кто оказался в рядах единственного в СССР оператора въездного туризма, рассказывали, что для зачисления в штат нужно было не только пройти собеседование, но и заполнить специальную анкету. Анкета тщательно изучалась на предмет каких-нибудь изъянов. Таким, например, могло стать наличие проживающего за границей родственника. Людей с такими опасными родственными связями на работу, конечно, не брали.
Картинки для привлечения внимания
В середине 1930-х государственный монополист открыл два представительства за рубежом – в Германии и Англии. Поначалу к новоявленному туроператору, предлагавшему путешествия в страну Советов, на международном рынке отнеслись с недоверием. Чтобы как-то изменить ситуацию, "Интурист" начал выпускать рекламную продукцию на иностранных языках и журнал "Совьет Трэвел", который распространялся в ряде стран Европы и Америки тиражом в 10 тыс. экземпляров.
Слоганы на плакатах, рекламирующих преимущества поездок в СССР, зачастую были очень уж пафосными, один из таких, например, гласил: "Это больше чем просто путешествия ради удовольствия – это поездка в новый мир!"
Очевидцы в растерянности
Но несмотря на то что рекламные плакаты сделали свое дело, путешествие в страну, прячущуюся за железным занавесом, для иностранных туристов было скорее чем-то очень экзотическим и никто до конца не понимал, чего от него ждать.
Впечатления от посещения тоже были совершенно разными. Кто-то говорил, что кругом даже в 80-е ощущалась война и опасность. Другие во время более ранних поездок утверждали, что все время чувствовали, будто за ними следят.
"Все ваши перемещения по стране полностью контролирует "Интурист": вы покупаете у него все билеты, услуги гидов и шоферов, номера в гостиницах, все завтраки, обеды и ужины", – так, например видел работу отечественного туристического монополиста американский писатель Роберт Хайнлайн.
"Пришлось отстоять длиннющую очередь – правда, для иностранцев, но все равно большую. Кого-то из нас там отругали за жвачку. А внутри оказалось как-то скучновато. Как я ни пытался себя убедить в том, что передо мной сама история, внутренний голос не соглашался и подсказывал, что историю сейчас делают другие", – так английский журналист и писатель рассказывает о посещении Мавзолея во время своей поездки в СССР в 1986 году.
А так, в свою очередь, о визите в Эрмитаж отзывался британец Мартин Роусон: "Там стояли эти кариатиды, грандиозное зрелище. Потом мы присмотрелись и видим: на них толстенный слой пыли. На другом этаже висят полотна Матисса, а на стенах плесень".
Проблемы выбора, судя по отзывам путешественников, тогда тоже не было; американская журналистка и блогер Джанис Персон в своем рассказе о поездке в Советский Союз так описала процедуру бронирования: "Когда я бронировала поездку в СССР – мне просто назначили отели и сказали, за что я плачу. Вот и все, никаких обсуждений других вариантов или возможности договориться о скидке".