00:0322 января 201600:03
4455просмотров
00:0322 января 2016
Арбитражный суд решил судьбу крупнейшего дорожного предприятия региона "Мостостроительный трест №6", контролируемого Игорем Минаковым. Он отказал предприятию в исках к Смольному о продлении госконтрактов на 10 млрд рублей. В итоге трест заявил о своем банкротстве. Правда, дело будет рассматриваться в Москве, потому что петербургский арбитраж сам является заказчиком "Мостостроя-6".
Арбитражный суд СПб и ЛО отказал ОАО "Мостостроительный трест №6" в первом из четырех исков к Дирекции транспортного строительства (ДТС) КРТИ Петербурга об обязании ответчика продлить до мая 2016 года сроки четырех госконтрактов общей стоимостью 10 млрд рублей: на достройку набережной Обводного канала под Американскими мостами (два контракта на 4,7 млрд рублей), а также строительство развязок на Зеленогорском шоссе (2,1 млрд) и Пискаревском проспекте (3 млрд). В первом решении суда речь идет о развязке на Зеленогорском шоссе. На следующий день после вынесения судом решения, 26 декабря, "Мостострой-6" опубликовал на "Федресурсе" объявление о намерении обратиться в суд с заявлением о своей несостоятельности.
Как сообщил руководитель ликвидационной комиссии "Мостостроя-6" Андрей Баудис, заявление о своей несостоятельности компания уже подала, оно будет рассмотрено в порядке очереди в рамках дела, возбужденного еще в августе 2015 года по иску кредиторов. Правда, рассматриваться дело будет не в Петербурге, а в Арбитражном суде Московской области, потому что Арбитражный суд СПб и ЛО сам является заказчиком "Мостостроя-6": трест строит для него новое здание неподалеку от Смольного за 10 млрд рублей. Срок сдачи по этому контракту — II квартал 2016 года. При этом, говорит топ-менеджер, компания намерена также обжаловать решение суда об отказе в продлении контракта.
Затем, сразу после новогодних каникул, 13 января 2016 года арбитражный суд объединил остальные иски треста к ДТС с встречными исками дирекции о расторжении этих контрактов: они были поданы одновременно с исками генподрядчика о продлении сроков. Следующее заседание по первому из объединенных исков, на котором он, скорее всего, будет удовлетворен, назначено на 1 февраля. Иск дирекции о расторжении первого контракта будет рассмотрен отдельно.
Иски, иски, иски
"Мы в силах завершить строительство всех своих объектов до мая 2016 года, — уверяет Андрей Баудис. — Разумеется, при условии дополнительного финансирования работ, о чем сейчас ведутся активные переговоры с городскими властями". Размер дофинансирования он называть отказался, но заметил, что компания в нормальном режиме исполняет федеральные контракты.
Впрочем, как заявил "ДП" вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, он не видит необходимости продолжать договорные отношения с проблемной компанией: "Компания отработала и закрыла авансы, мы обеспечили ей расширенное банковское сопровождение через Банк Москвы. Главное, что не потеряны средства регионального бюджета и по ряду объектов открыто рабочее движение. Ситуация под контролем".
А между тем 20 января ДТС уже подала первые два иска о взыскании с генподрядчика 200 млн рублей неустоек по пока еще действующим контрактам. Как сообщили в дирекции, генподрядчик нарушил график работ на Зеленогорском шоссе (за что ему предъявлены санкции на 4 млн рублей), на Обводном канале и на Пискаревском проспекте (санкции на 194 млн рублей). Кроме того, суд вовсю рассматривает иски контрагентов, общая сумма которых уже достигла 4 млрд рублей. Часть из них уже подала заявления о банкротстве должника. Крупнейшим кредитором сегодня является Сбербанк, который подал иск на 1,5 млрд рублей. В рамках иска банк требовал арестовать имущество должника (200 единиц техники, несколько земельных участков общей площадью 25 га в Ленобласти, коттеджные поселки в Подпорожье и Окуловке, промышленные объекты и т.д.), но суд ему отказал.
Подали иск о расторжении контракта на строительство автоперехода через жд-пути на станции Великие Луки чиновники Псковской области. Они требуют с компании неустойку за срыв сроков в 315 млн рублей.
"Мостострой-6" — один из крупнейших подрядчиков Смольного по строительству мостов и развязок и один из отраслеобразующих дорожностроительных трестов федерального уровня. Компания работает более 70 лет и за это время построила почти 5,2 тыс. мостов и развязок. У нее есть филиалы в Архангельске, Великом Новгороде, Калининграде, Петрозаводске, Пскове и представительство в Москве. На петербургском рынке мостостроения объемом более 30 млрд рублей в год компания стабильно была лидером, занимая до трети рынка. Оборот компании в 2014 году составил 12,8 млрд рублей, портфель заказов — более 15 млрд рублей. Основным владельцем компании долгое время был основатель группы "Музей" Игорь Минаков, который получил контроль над ней в конце 1990-х за долги по электроэнергии.
Начало и конец
Пик популярности компании у госзаказчиков всех уровней пришелся на 2013 год: тогда она выиграла 26 контрактов на общую сумму 20,6 млрд рублей. В том числе пять контрактов Смольного, включая четыре вышеперечисленных и пятый — на достройку за обанкротившимся "Космосом" тоннеля на Синопской набережной за 1,1 млрд рублей.
Первые признаки проблем у гиганта обнаружились еще весной 2014 года, когда компания начала масштабную реструктуризацию активов. Она ликвидировала свои "дочки", а вместо них создавала филиалы, переводя на их балансы людей, технику и недвижимость. Многие "дочки" были ликвидированы с долгами перед субподрядчиками, так как до этого активно участвовали в исполнении госзаказов материнской организации. Кредиторы восстанавливали удаленные юрлица в ЕГРЮЛ по суду и пытались инициировать уголовные дела о мошенничестве, но об их успехах ничего не известно. В самом тресте наличие проблем отрицали и говорили, что после реструктуризации обновленная компания станет гораздо эффективнее, что позволит ей претендовать на еще более крупные госконтракты (в том числе на строительство атомных электростанций).
В 2015 году, когда выяснилось, что трест радикально отстает от графиков работ по большинству своих объектов, реструктуризация продолжилась уже в акционерном капитале компании: вместо Игоря Минакова и его партнеров по УК "Музей" основным акционером стал Дмитрий Тюрин, который, впрочем, также связан с прежними акционерами. Он возглавлял компанию с мая 2014 года (как раз в период реструктуризации активов) и уступил место Андрею Баудису (бывшему гендиректору УК "Музей") лишь в декабре 2015 года, то есть перед самым банкротством. В этот период компания начала распродавать имущество, чтобы закрыть долги перед банком "Россия".