Падение рубля не обвал, говорят в Кремле. У властей, говорят, есть сценарий и на этот счет. Вообще сценариев у них так много, что непонятно, развиваются события по сценарию или нет. Когда непонятно, что делать, остается делать вид, что ничего не происходит.
Вот раньше все было просто и понятно — курсом рубля управлял Владимир Путин. Скажет, что российских войск на территории Украины нет или там что Москва признает выборы президента Украины, и сразу плюс 50 копеек, а то и 60. Скажет, что в Минске достигли успехов на переговорах — так сразу плюс рубль. Иногда, конечно, бывало наоборот: после воинственной какой-нибудь речи рубль тут же падал. Но все равно же предсказуемо. Включил "ястреба" — падение, включил "голубя" — рост.
А теперь не работает. Президент уже и так, и эдак, и что проблем в экономике больших нет, говорит, и что плюсы от кризиса сплошные, а не работает. Как вот было год назад: стукнул Путин кулаком по столу, мол, спекулянты обваливают рубль, но Центробанк сейчас у них "отобьет охоту" и примет жесткие скоординированные меры, так сразу рубль 19 копеек прибавил. А в декабре он снова обвинил во всем спекулянтов, на этот раз, правда, торговых — и ничего не произошло.
В таких случаях остается делать вид, что ничего не происходит. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что слово "обвал" к падению рубля применять не стоит. "Курс, действительно, меняется, курс волатилен, и в данном случае не надо полагать, что у ЦБ отсутствуют какие-то сценарии, призванные избежать критических ситуаций", — сказал он журналистам. И обнадежил: на следующей неделе, мол, президент, может быть, обсудит курс национальной валюты с членами правительства.
Интересно, конечно, что они там наобсуждают с министрами. Вот в апреле министр экономического развития Алексей Улюкаев уверял, что доллар до 70 рублей уже не дойдет. "Мы считаем, что пятьдесят с чем-нибудь — это область фундаментальных значений для курса", — говорил он. А накануне вот глава ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что "рубль близок к фундаментальным уровням" — при стоимости в 80 рублей за доллар. Какой-то у них фундамент ненадежный.
В августе обсуждали курс. Да, говорили министр финансов Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина, усилилась волатильность. Китайская экономика падает, цены на нефть падают, что поделать. "Хорошо, спасибо", — сказал Владимир Путин. Это как ехать по дороге за каким-нибудь грузовиком, из-за которого ничего не видно. Он то притормозит, то газанет, то петлять начинает, а едущий сзади только шею пытается вытягивать: да что ж там такое-то впереди? Так же и российская экономика следует в кильватере мировых тенденций, не видя, что впереди.
С начала года рубль упал с 73 рублей за доллар до 85. Это, по мнению, Дмитрия Пескова, еще не обвал. Нет обвала рубля, нет недовольства людей своим материальным положением (это уже спикер Госдумы Сергей Нарышкин), нет никаких оскорблений в адрес оппозиции. Нет проблем. У нас отрицательный подъем, наверное. И суровая борьба за нулевой рост экономики.
Сценарий у ЦБ наверняка есть, конечно. В словах Пескова никто и не думает сомневаться. На каждой такой встрече постановляют подготовить сценарии на все случаи жизни. Потом, правда, никогда не поясняют: вот когда рубль дальше падает — это и есть сценарий или нет. И главное, что в этих сценариях-то? Вот в самом плохом, например? Судя по тому, что сценарии продолжают требоваться, кажется, старые не очень подходят.